Новости / ноябрь 2018
Москвичи равнодушны к хрусту купюр

© ComNews
14.11.2018

Только 11% москвичей предпочитают платить наличными, остальные жители столицы используют сервисы безналичной оплаты. К таким выводам пришли эксперты Департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы и "Яндекс.Денег". Практически все, кто платит безналично, делают это с банковских карт (94% респондентов), 40% - с помощью мобильного банка, 32% - через интернет-банк, 16% - электронными деньгами. Примерно каждый десятый платит смартфоном с мобильного счета и через сервисы бесконтактной оплаты, а 1% жителей столицы и вовсе имеют опыт использования криптовалют.

ДИТ Москвы и "Яндекс.Деньги" провели в октябре телефонный опрос москвичей о платежах через городские ресурсы, сервис, пластиковые и виртуальные карты "Яндекс.Денег".

Опрос показал, что только 11% жителей столицы предпочитают платить наличными. Остальные 89% респондентов перестали использовать бумажные деньги вовсе или чередуют их с безналичными методами оплаты.

Результаты исследования привели аналитиков к выводам, что безналичные платежи распространены среди всех слоев населения, но их популярность неравномерна. Так, по многу раз в день платит большая часть горожан в возрасте 18-30 лет и 31-50 лет (50% и 39% респондентов соответственно). Жители более старшего возраста, с 51 года, платят безналично реже - лишь несколько раз в неделю (33%).

Руководитель аналитического управления ДИТ Москвы Иван Бутурлин объясняет такую статистику тем, что молодежь более восприимчива к новым технологиям. Именно поэтому первое время новыми сервисами пользуется молодое поколение, а потом уже подключаются остальные. "К примеру, уже каждый второй москвич в возрасте до 30 лет пользуется картами c технологиями PayPass, PayWave, а среди граждан в возрасте старше 50 лет только 2 из 10 поменяли свои карты на бесконтактные", - привел пример он.

Аналитики ДИТ и "Яндекс.Денег" обнаружили, что практически все, кто платит безналично, делают это с банковских карт (94% респондентов), 40% - с помощью мобильного банка, 32% - через интернет-банк, 16% - электронными деньгами. При этом примерно каждый десятый платит смартфоном с мобильного счета и через сервисы бесконтактной оплаты. Более того, 1% жителей Москвы признаются в том, что пользовались криптовалютой.

Выбор безналичной оплаты москвичи объясняют удобством. Об этом говорят 75% опрошенных. 40% горожан платят безналично, потому что получают на карту пенсию либо стипендию или просто не хотят снимать деньги в банкомате. 36% не хотят носить с собой наличные - к примеру, платежи через мобильные бесконтактные сервисы Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay позволяют не иметь при себе не только наличные, но и вообще кошелек. Примечательно, что оборот бесконтактных платежей в Москве сопоставим с оборотами в Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге вместе взятых.

Как отмечено в исследовании, одним из важных факторов выбора безналичной оплаты является выгода. 26% респондентов платят картой, электронными деньгами или другими способами, потому что получают кешбэк, 17% - скидки. "Как правило, выгода наличной оплаты сводится к использованию карт лояльности той или иной торговой точки. Безналичная оплата зачастую позволяет получать двойную выгоду - ту, что предлагает торговая точка, а также ту, которую предлагает платежный сервис в виде кешбэков или скидок", - поясняет генеральный директор "Яндекс.Денег" Иван Глазачев.

Печальный опыт приводит москвичей и к обратной ситуации - отказу от безналичных платежей. 16% москвичей сталкивались с тем, что платежный сервис был недоступен, 6% - с длительными сроками зачисления платежа, 3% признались, что мошенники смогли обманом получить доступ к их счету.

Из тех, кто никогда не платит безналично, большинство боятся мошенников - 40% респондентов. Иван Глазачев уверяет, что на самом деле платить безналично - ничуть не опасней, чем платить любым другим способом. Он ссылается на данные Центробанка, согласно которым объем мошенничества относительно всего объема операций по банковским картам измеряется тысячной долей процента. "Около 90% всех случаев мошенничества с электронными платежами связаны с двумя причинами - воздействием вредоносного кода - вируса - или злоупотреблением доверием, то есть обманом и социальной инженерией. Защита от этих угроз несложная: в первом случае - регулярно обновляемый антивирус, во втором - внимательность и недоверие к незнакомцам, которые пытаются выведать пароли или предлагают ходовые товары по шокирующе низким ценам", - предупредил Иван Глазачев.

Второй по важности фактор отказа от безналичной оплаты - нежелание платить комиссию. Против этого высказалось 22% приверженцев наличных. Иван Глазачев поясняет, что еще несколько лет назад комиссия сопровождала большую часть онлайн-платежей. Тогда как сейчас тренд обратный: платежные сервисы сводят комиссию к минимуму, предлагая пользователям дополнительную выгоду. "Если говорить в целом о рынке сервисов безналичной оплаты, комиссия обычно неизбежна в двух случаях: оплата квитанций - банковский перевод, и переводы с кредитных карт. Остальные платежи так или иначе можно совершать без комиссии, а то и с бонусом", - уточнил специалист "Яндекс.Денег".

По словам Ивана Бутурлина, есть и еще одна большая категория, которая подчеркивает необходимость дальнейшего повышения цифровой грамотности населения. "В общей сложности 28% респондентов говорят, что не знают о безналичных платежах, либо им неудобно использовать такие инструменты оплаты, либо просто не умеют ими пользоваться", - заключил он.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын прогнозирует, что уровень проникновения безналичных платежей будет осциллировать вблизи 90% еще лет пять-десять. Потом, добавляет он, уровень окажется ближе скорее к 95% и таковым останется вплоть до отмены традиционных денег. "Впрочем, карты тоже могут быстро выйти из оборота - например, если всех обяжут платить смартфонами определенного вида или распространение получат вживленные в одежду или в нас самих чипы. Производители одежды вполне могут начать конкурировать со смартфонами, предлагая пиджак, который будет платить при помощи чипа, встроенного в пуговицу рукава", - рассуждает аналитик "Финама".

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова отмечает, что в целом распространение безналичных платежей идет довольно быстро. Она не исключает, что "пластик" при безналичной оплате будет полностью замещен смартфоном. "Перспективы развития сервисов мобильной оплаты очень высоки. В дальнейшем предвижу объединение всех электронных кошельков в единый электронный кошелек на смартфоне с возможностью бесконтактной оплаты прямиком со смартфона", - предполагает Анастасия Соснова.

Если говорить о других регионах, то в 2018 г. аудитория всех средств онлайн-платежей выросла. По данным исследования Mediascope, на которое ссылается "Яндекс.Деньги", самыми популярными способами оплаты в интернете остаются банковские карты, интернет-банкинг и электронные деньги. Mediascope провел опрос среди россиян в возрасте 12-55 лет из городов с населением более 700 тыс. человек (в шести федеральных округах) и городов Дальневосточного ФО с населением более 600 тыс. человек, которые пользуются интернетом хотя бы раз в неделю и совершали минимум один онлайн-платеж за полгода.

Согласно выводам, сделанным в исследовании Mediascope, больше всего выросла аудитория сервисов электронных денег. В этом году с их помощью платит онлайн 71% опрошенных - по сравнению с прошлым годом их доля выросла на 22,8%. Банковскими картами рассчитываются 88,9% респондентов - на 12,2% больше, чем в прошлом году. Интернет-банкинг использует 87,2% опрошенных - по сравнению с прошлым годом рост доли составил 8,9%. Самые популярные категории, которые пользователи интернета оплачивают онлайн, - это мобильная связь (86,8%), покупки в интернет-магазинах (82,8%), ЖКУ, интернет, телефон, ТВ, электричество (77,8%).

В 2018 г. самой популярной из мобильных платежных платформ стала Android Pay - ею пользуется 18,7% опрошенных, рассказывают в пресс-службе "Яндекс.Денег", ссылаясь на результаты опроса Mediascope. На втором месте - Apple Pay (16,5%), на третьем - Samsung Pay (12,3%). 43% карт "Яндекс.Деньги" используются в приложениях для бесконтактной оплаты. "Перспектива дальнейшего развития и популярности бесконтактных платежей очевидна - ежегодно показатели растут. На сегодняшний день практически все товары и услуги можно удобно оплачивать безналично. Рост популярности безналичных платежей очевиден и будет продолжаться, так как для пользователей это наиболее комфортный и выгодный способ расчетов", - сказала представитель пресс-службы "Яндекс.Денег".

Статьи по теме