© ComNews
23.11.2018

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) в очередной раз выступило с инициативой внести изменения в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты РФ, касающиеся создания недискриминационных равных условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов. Проект федерального закона планируют принять в декабре текущего года.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минкомсвязи опубликовало уведомление о разработке проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон "О связи", Жилищный кодекс РФ и Градостроительный кодекс РФ. Законопроект направлен на создание недискриминационных равных условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов.

Стадия публичного обсуждения законопроекта продлится до 18 декабря. В декабре же планируется вступление документа в силу. На момент публикации материала на портале проектов НПА еще не был опубликован сам текст документа. Однако он есть в распоряжении ComNews. Его подлинность подтвердил один из участников обсуждения проекта. Ответственный за разработку проекта сотрудник Минкомсвязи отказался от каких-либо комментариев.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстроя) Андрей Чибис рассказал корреспонденту ComNews о том, что проект закона в данный момент находится на согласовании в органах исполнительной власти, в том числе и в Минстрое. "До середины декабря он также проходит процедуру общественного обсуждения, поэтому вступит в действие скорее всего уже в 2019 г.", - сказал он. 

"Заключая с оператором связи договор на оказание услуг связи, собственник квартиры в многоквартирном доме непосредственно реализует конституционное право на доступ к информации, - описывает Минкомсвязи проблему в сопроводительной документации. - Вместе с тем, реализация данного права упирается в схемы согласования с управляющими компаниями и взимания ими платы с операторов связи. Указанные факторы негативно сказываются на темпах создания телекоммуникационной инфраструктуры, качестве услуг связи, развитии конкуренции".

Со своей стороны замминистра Минстроя отмечает, что существуют примеры, когда застройщики или управляющие организации "не пускают" провайдеров, работая только со своими операторами - тому есть и объективные причины, в том числе, безответственное отношение провайдеров к инфраструктуре дома. "Прокладывая сети, провайдеры часто наносят ущерб общедомовому имуществу. По нашему мнению, урегулирование этого вопроса необходимо, но не в ущерб жителям дома", - заявил Андрей Чибис.

Изменение в ФЗ "О связи" касается определения состава и структуры объектов связи при градостроительном планировании. Согласно ему, в многоквартирных домах должно быть предусмотрено помещение для размещения сетей и оборудования электросвязи.

Больше всего изменения затронут Жилищный кодекс РФ. В частности, добавляется статья, в которой прописывается выдача условий размещения сетей электросвязи и оборудования связи для целей оказания услуг собственникам помещений в многоквартирном доме на объектах общего имущества многоквартирного дома. Согласно документу, "оператор связи вправе обратиться к лицам, осуществляющим в соответствии с настоящим Кодексом управление многоквартирным домом, с заявлением о выдаче условий размещения на объектах общего имущества многоквартирного дома сетей электросвязи и оборудования электросвязи для целей оказания услуг электросвязи собственникам помещений в многоквартирном доме. К заявлению оператора связи должна быть приложена схема размещения сетей электросвязи и оборудования электросвязи в данном жилом доме, отвечающая техническим нормативам и правилам размещения сетей электросвязи и оборудования электросвязи в жилых домах, а также требованиям в области защиты жизни и здоровья граждан".

Также в документе отмечается, что условия размещения на объектах общего имущества многоквартирного дома сетей и оборудования "не могут включать в себя требования о внесении платы оператором связи, в том числе платы за выдачу условий размещения, за рассмотрение заявки или за доступ к помещениям многоквартирного дома, за предоставление в дальнейшем доступа к оборудованию для выполнения аварийно-восстановительных и планово-профилактических работ за исключением платы за потребляемую при эксплуатации размещенного оборудования электросвязи электрическую энергию, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации об электроэнергетике".

Более того, в проекте указано, что если на объектах общего имущества многоквартирного дома до вступления в силу этого ФЗ уже были размещены сети и оборудование, оператор связи вправе продолжать их эксплуатацию и обслуживание для оказания услуг электросвязи собственникам помещений на безвозмездной основе.

Минкомсвязи подготовило документ на основании распоряжения правительства РФ от 16.08.2018 №1697-р. В августе председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи, Минстрою и ФАС до декабря 2018 г. подготовить проект федерального закона, создающий условия для недискриминационного доступа (НДД) операторов связи к объектам общедомовой собственности многоквартирных жилых домов (МКД). "Это позволит пользователям услуг связи иметь возможность выбора оператора связи и обеспечить справедливую конкуренцию на рынке услуг проводной электросвязи", - говорилось в документе.

Как замечает генеральный директор юридической и консалтинговой компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко, проблема НДД в МКД стоит уже перед третьим составом Минкомсвязи. Эксперт полагает, что все упирается в позицию Минстроя. По его словам, проблема заключается в незаинтересованности жильцов в управлении домом, а решить ее не могут в силу неучета интересов застройщиков и собственников. Учитывая многоступенчатую процедуру принятия законодательных инициатив, эксперт сомневается в том, что документ будет готов в указанные сроки.

Вице-президент Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) по правовым вопросам Михаил Пашков говорит о том, что правовая коллизия, которая препятствует решению вопроса НДД в жилые дома заключается в том, что сфера ЖКХ регулируется на федеральном уровне и уровне субъектов, а отрасль связи - только на федеральном. Он добавляет, что нужно учитывать много разных нюансов, а это непросто. 

Дмитрий Галушко отмечает, что доработанный проект содержит спорные вопросы. В частности, там предлагается освободить от платы операторов, уже разместивших сети на дату вступления в действие закона. Дмитрий Галушко также отмечает, что законопроект дает определенность в части входа в строящийся дом не только приближенных к застройщику лиц на условиях эксклюзива, но и тех, кто сможет оказать услугу лучшего качества по приемлемой цене.

Пресс-служба "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор") замечает, что проблема НДД до сих пор существует вследствие неурегулированности взаимоотношений компаний-операторов и управляющих компаний в правовом поле. "В результате некоторые операторы получают незаслуженные преференции, а другие вынуждены сокращать объемы своей деятельности, - сетуют представители компании. - Подобная ситуация приводит к снижению конкуренции на телекоммуникационном рынке и, как следствие, к необоснованному росту тарифов и навязыванию абонентам условий подключения и пользования услугами. Между тем по закону граждане имеют право на бесперебойное получение услуг связи высокого качества и в полном объеме. Поэтому ситуация, создающая дискриминацию на рынке, недопустима".  

Пресс-служба "Акадо Телеком" сообщает, что, понимая важность законодательного регулирования, специалисты компании постоянно участвуют в обсуждениях проекта закона и иных нормативных актов, касающихся НДД. По словам представителей компании, поправок в один только закон "О связи" недостаточно: проблему нужно решать комплексно, в частности путем корректировок Жилищного кодекса. "Создание нормативной базы, регулирующей НДД, должно обеспечить единые правила взаимодействия всех операторов с УК", - добавляют в "Акадо Телеком".

Пресс-служба ПАО "Ростелеком" придерживается мнения, что проблема доступа операторов связи в дома имеет две составляющие - правовую, связанную с необходимостью проведения общего собрания, и техническую. "Последняя выражается в неподготовленности инфраструктуры многоквартирных домов к размещению оборудования и сетей связи. Это и недостаточная ширина межэтажных кабельных коллекторов, и неподготовленность технических помещений к размещению сетевого оборудования, и ряд других проблем", - перечисляет представитель компании и добавляет, что в случае принятия этого закона операторам будет значительно проще получать доступ в дома.

У NetByNet (бренд Wifire, ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг") консолидированная позиция с материнской компанией - ПАО "МегаФон". Обе компании поддерживают равный и недискриминационный доступ операторов связи к инфраструктуре многоквартирных жилых домов. "Предложенная рабочей группой версия законопроекта учитывает потребности всех заинтересованных сторон - операторов, жильцов и управляющих компаний, - отмечают представители компании. - В рамках обсуждения был уточнен перечень документов, которые должен представить оператор связи для получения технических условий размещения инфраструктуры. Правительство, в свою очередь, должно будет установить требования к форме и содержанию технических условий размещения сетей электросвязи в многоквартирном доме".

Директор по правовому обеспечению ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) Иван Никитин считает, что подобный законопроект поможет нарастить темпы внедрения телеком-услуг, упростит доступ операторов связи к общему имуществу в МКД для размещения технического оборудования, а также положительно скажется на качестве предоставляемых услуг связи и развитии конкуренции в данной области.

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") поддерживает инициативы, направленные на упрощение операторам связи доступа к инфраструктуре в жилых домах.