© ComNews
28.11.2018

ПАО "Сбербанк" приобрело АО "Интеркомп" - компанию, работающую в сфере аутсорсинга бизнес-процессов (Вusiness Рrocess Оutsourcing, ВРО). Банк выкупил 100% компании у группы инвесторов во главе с фондом "Эльбрус Капитал". На базе приобретенного актива Сбербанк планирует создать масштабного игрока в сфере BPO и автоматических сервисов по подписке (SaaS) для различных сегментов бизнеса. Представители Сбербанка отмечают, что банк имеет возможность занять значительную долю крупного неконсолидированного рынка аутсорсинга бухгалтерии и кадрового администрирования. По оценкам Сбербанка, объем этого рынка в 2018 г. составит около 68 млрд руб., с ожидаемым ростом до 103-140 млрд руб. к 2023 г. Основными драйверами роста рынка ВРО в Сбербанке называют смену предпочтений предпринимателей в пользу цифровых сервисов.  

Дальнейшее развитие компании, ее интеграцию в экосистему банка будет координировать блок "Корпоративно-инвестиционный бизнес", возглавляемый заместителем председателя правления Сбербанка Анатолием Поповым. Представитель пресс-службы Сбербанка сообщил корреспонденту ComNews, что "Интеркомп" продолжит работать как самостоятельное юридическое лицо. Сумму сделки Сбербанк не раскрывает. Кардинальных изменений в составе топ-менеджмента не планирует.

Потенциал размера рынка ВРО, по оценкам Сбербанка, - 1,6 трлн руб. (1,7% ВВП России). После приобретения "Интеркомпа" Сбербанк планирует масштабирование бизнеса за счет выхода в новые сегменты (например, микро- и малый бизнес), а также за счет наращивания продаж через банковские каналы, расширения продуктовой линейки, повышения эффективности операционной деятельности компании благодаря использованию новых технологий.

Представитель пресс-службы банка сообщил, что в ближайшее время Сбербанк также начнет предлагать услуги "Интеркомпа" своим клиентам. "По вопросу масштабирования - речь о развитии BPO-сервисов для предпринимателей и встраивание BPO-сервисов в продукты экосистемы", - добавил он.

Первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис отметил, что Сбербанк совершил несколько масштабных технологических и процессно-организационных трансформаций поддерживающих функций и накопил огромный опыт выстраивания процессов обслуживания клиентов, по масштабам сравнимый с глобальными провайдерами услуг. "Объединение уникального опыта банка и экспертизы "Интеркомпа", лидера в области кадрового и финансового аутсорсинга, позволит качественно улучшить предложение экосистемы Сбербанка для клиентов", - сказал он.

Аутсорсинг бизнес-процессов в банке рассматривают как одно из стратегических направлений. "Встраивание сервиса аутсорсинга бизнес-процессов в экосистему для юридических лиц даст возможность клиентам группы Сбербанк получать комплексные предложения, единый клиентский опыт как по банковскому, так и по небанковскому сервису, эффективнее развиваться, концентрируясь на бизнес-решениях, не отвлекаясь на поддерживающие бизнес-процессы. Передача бухгалтерии, кадрового учета, расчета заработной платы и прочих вспомогательных бизнес-процессов на аутсорсинг позволяет фокусироваться на построении и активном развитии основной деятельности предприятия. Расходы компаний на данные функции будут снижаться за счет более эффективного управления процессами и технологиями на стороне провайдера, снизится вероятность возникновения претензий со стороны государственных органов", - комментирует пресс-служба Сбербанка.

Основными драйверами роста рынка ВРО в банке видят смену предпочтений предпринимателей в пользу цифровых сервисов, распространение электронного документооборота, повсеместное внедрение онлайн-касс и сопутствующий рост прозрачности платежей, большой потенциал снижения расходов компаний в регионах с высокой заработной платой (Москва, Петербург, северные регионы) за счет аутсорсинга, рост привлекательности аутсорсинга за счет встраивания в банковские продукты.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова предполагает, что сумма сделки может составлять порядка 1,5 млрд руб.

"Интеркомп" является одним из крупнейших поставщиков услуг аутсорсинга учетных функций. Я думаю, наибольший интерес представляет основной бизнес по предоставлению услуг аутсорсинга учетных функций. Основным потребителем услуг учетных функций в России является крупный бизнес. Сбербанк может повысить лояльность к себе, предоставив возможность крупным клиентам использовать такой сервис", - говорит она.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын оценивает сделку в 1,7 млрд руб. "Наиболее важные активы "Интеркомпа": 800 клиентов, представляющих крупный и средний бизнес, и приблизительно такое же количество - 750 - сотрудников, которые ведут бизнес-процессы этих компаний по модели аутсорсинга", - отмечает он.

Леонид Делицын говорит о том, что на традиционном рынке Сбербанк может рассчитывать на 15%-ную долю. "Однако Сбербанк будет расширять рынок, предлагая услуги малому бизнесу, которому их раньше не предоставляли. Банк попытается снизить себестоимость этих услуг благодаря SaaS и автоматизации процессов", - уверен он.