Точка зрения / декабрь 2018
"РТ Лабс" - один из ключевых участников нацпрограммы "Цифровая экономика"

Михаил Бондаренко, генеральный директор АО "РТ Лабс"
© ComNews
20.12.2018

Недавно компания "РТ Лабс" стала обладателем сразу двух престижных наград за сервис "Мобильный избиратель" на портале Госуслуг. В октябре 2018 года приняла участие в организации первой пробной цифровой переписи населения. О том, как "РТ Лабс" реализовал эти проекты, какие важные направления деятельности для себя открыл и каким видит будущее, рассказал ComNews генеральный директор АО "РТ Лабс" Михаил Бондаренко.

- Недавно "РТ Лабс" получил награду ComNews Awards и стал лауреатом Премии Рунета - 2018 за сервис "Мобильный избиратель" на портале Госуслуг. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом сервисе и о той работе, которую компания провела, реализуя этот проект.

- Сервис "Мобильный избиратель" был реализован на портале Госуслуг для подачи онлайн-заявления о включении в список избирателей по месту фактического нахождения гражданина. В период подготовки к выборам президента РФ - с 31 января по 12 марта 2018 года - услугой воспользовалось 1,64 млн россиян как в России, так и за рубежом. А в преддверии Единого дня голосования - с 25 июля по 5 сентября 2018 года - в электронном виде было отправлено почти 220 тыс. заявлений о выборе удобного избирательного участка.

Впервые сервис "Мобильный избиратель" на портале Госуслуг был протестирован в 2017 году в ходе Единого дня голосования (10 сентября 2017 г. состоялись выборы глав 16 субъектов РФ, выборы депутатов шести законодательных органов государственной власти в субъектах РФ и дополнительные выборы в Государственную Думу по двум одномандатным округам - Прим. ComNews). Это был пробный шаг, и сервисом воспользовалось небольшое количество избирателей. Мы его не популяризировали, а хотели посмотреть вместе с Минкомсвязи и ФЦИ при ЦИК, как он будет работать и как будет воспринят пользователями.

Основную роль сервис должен был сыграть на выборах президента в марте 2018 года. К этому времени мы выполнили "работу над ошибками". В первую очередь сделали упор на то, чтобы сервис был максимально user-friendly. Он отличается от обычной услуги портала Госуслуг тем, что мы, во-первых, провели кампанию по его популяризации среди граждан, а во-вторых, в процессе его работы мы каждый день измеряли метрики, чтобы понять, что следует скорректировать. Собирали общественное мнение, проводили наблюдения и фиксировали, в какой момент пользователь "отваливается", и вносили необходимые изменения. Например, для удобства гражданина при выборе избирательного участка появилась возможность с помощью "Яндекс.Карт" ввести в поисковую строку желаемый адрес для голосования. С помощью этого виджета можно было увидеть сразу несколько ближайших избирательных участков в указанном районе и выбрать один из них.

Сейчас сервис "Мобильный избиратель" продолжает развиваться, мы его совершенствуем. Например, к Единому дню голосования в 2018 году добавили некоторые новшества (9 сентября текущего года прошли дополнительные выборы семи депутатов в Госдуму, выборы глав 26 субъектов Федерации и выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в 17 субъектах РФ - Прим. ComNews). Для удобства пользователей расширено взаимодействие с системой ГАС "Выборы" - появилась возможность в режиме реального времени проверять статус обработки своего заявления и оперативно получать уведомления о его изменении.

Таким образом, мы сделали максимально удобный сервис для пользователя. И получили впечатляющий итог: за время избирательных кампаний в 2018 году в совокупности около 2 млн россиян воспользовались "Мобильным избирателем" на портале Госуслуг и получили возможность проголосовать по месту нахождения на выборах президента РФ и в Единый день голосования. Это командный результат, конструктивное и продуктивное взаимодействие всех участников проекта.

- Также "РТ Лабс" реализовал сервис первой в России цифровой переписи населения, в ходе которой пользователи портала Госуслуг могли заполнить анкеты в режиме онлайн. Какую работу компания провела в рамках этого проекта и как можете оценить результаты?

- Первая цифровая перепись населения проводилась на портале Госуслуг в период с 1 по 10 октября 2018 года во всех субъектах РФ. За это время было отправлено 467,5 тыс. заявлений и переписано 1,2 млн человек (членов домохозяйств). В топ регионов по количеству переписанных лиц вошли Ростовская, Челябинская, Московская, Тюменская, Оренбургская и Самарская области, Москва и Петербург, Краснодарский и Красноярский края.

Организация переписи населения в электронном виде - это важный шаг в части предоставления обязательных сервисов на портале Госуслуг. Такой механизм позволит сэкономить миллиарды рублей для государства и повысить релевантность данных. Думаю, что в перспективе при внесении изменений в законодательство этот инструмент можно тиражировать для проведения референдумов и опросов населения.

В ходе работы сервиса "Участие в переписи населения" на портале Госуслуг мы отметили ряд преимуществ и неудобств. Например, при заполнении анкеты гражданам приходилось вводить свои данные, поскольку система пока не подтягивает их по умолчанию из профиля учетной записи пользователя. К началу Всероссийской переписи мы постараемся максимально усовершенствовать сервис. (Всероссийская перепись населения пройдет с 1 по 31 октября 2020 г. - Прим. ComNews).

Кроме того, есть технологические новинки, которые мы еще не использовали. К примеру, технология, применяемая в Единой биометрической системе (позволяет получать банковские услуги без посещения офисов и предъявления паспорта с помощью идентификации по голосу и лицу. "РТ Лабс" выступает технологическим партнером "Ростелекома" по ее созданию - Прим. ComNews).

- В этом году произошло еще одно важное событие - "РТ Лабс" исполнилось 15 лет.  Как изменилась компания за эти годы?

- Наша компания образована в 2003 году. Тогда она позиционировала себя как провайдер телекоммуникационных и сервисных услуг для B2B-сегмента. В 2016 году "РТ Лабс" переквалифицировался в системного интегратора, а позднее стал основным центром компетенций по эксплуатации и развитию инфраструктуры электронного правительства. Сейчас мы отвечаем за масштабные государственные проекты. К ним относится электронное правительство, региональная информатизация, цифровизация здравоохранения, биометрические технологии и фискальные сервисы.

- Какие проекты стали знаковыми с точки зрения развития "РТ Лабс"?  Могли бы вы рассказать о них?

- В качестве основного технологического партнера "Ростелекома" "РТ Лабс" уже много лет отвечает за эксплуатацию и развитие инфраструктуры электронного правительства (в состав входят Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - Прим. ComNews). Это один из ключевых проектов компании.

Приведу некоторые цифры по этому направлению. Сегодня более половины населения России является пользователями портала Госуслуг - почти 84 млн граждан. На портале доступно более 29 тыс. федеральных, региональных и муниципальных госуслуг. В среднем количество посещений портала за 2018 год увеличилось на 50% и составляет свыше 1,5 млн пользователей в сутки. А количество заказанных услуг через www.gosuslugi.ru и мобильное приложение "Госуслуги" в текущем году возросло почти в два раза и достигает 56 млн. В части платежей тоже наблюдается высокая динамика: с начала года пользователи совершили более 45 млн платежей на общую сумму 48,5 млрд рублей.

Для повышения катастрофоустойчивости инфраструктуры электронного правительства в августе этого года мы вместе с Минкомсвязи запустили резервный ЦОД. В нем размещены наиболее значимые элементы ИЭП, такие как Единый портал Госуслуг, Единая система идентификации и аутентификации, Система межведомственного электронного взаимодействия и Единая система нормативной справочной информации. Теперь в случае чрезвычайных ситуаций в здании расположения основного ЦОДа - например, пожара, потопа, обрушения конструкций и проч. - пользовательские запросы будут перенаправляться на РЦОД.

Я бы хотел обратить внимание на еще одно важное для нас направление - это информатизация здравоохранения. Наши медицинские информационные системы автоматизируют бизнес-процессы медучреждений в 25 регионах страны, и мы продолжаем наращивать количество регионов присутствия.

"РТ Лабс" также принимает активное участие в проекте Минкомсвязи "ГосWeb" (совокупность интернет-порталов, сайтов, мобильных приложений органов власти РФ - Прим. ComNews). Тестовый сайт уже появился весной этого года - beta.gov.ru. В следующем году будет создан первый компонент в промышленном масштабе. К нему планируется подключать муниципальные учреждения.

- С какими финансовыми показателями "РТ Лабс" завершает 2018 год?

- Я предполагаю, что по итогам этого года выручка "РТ Лабс" превысит 3,5 млрд рублей. Это почти на миллиард больше показателей прошлого года.

- За счет чего в этом году был достигнут такой рост?

- Достаточно большая доля роста пришлась на проекты в области цифровой экономики. В этом году увеличился объем работ по госконтракту на эксплуатацию и развитие инфраструктуры электронного правительства. Также достаточно динамично развивается сегмент региональной информатизации.

Кроме того, мы заключили договор с Россельхозбанком о создании биометрической системы банка. Важно отметить, что на сегодняшний день наблюдается большой спрос со стороны банков по всей стране на приобретение отдельных биометрических компонентов для того, чтобы интегрироваться с Единой биометрической системой или даже создавать свои биометрические системы и сервисы. Мы наращиваем компетенции в этой области и активно предлагаем наши решения на рынке.

В этом году мы увеличили объем выручки также за счет контрактов по проектам в области регионального здравоохранения.

- Следует ли ожидать, что компания будет расширять направления деятельности? 

- Достаточно активно сейчас развиваются биометрические технологии. В этом направлении мы планируем наращивать компетенции и создавать новые решения. Если говорить в целом, то применение биометрических технологий - безгранично. С их помощью можно не только упрощать получение финансовых услуг, но и, например, ловить хулиганов в метрополитене или делать персональные предложения покупателям.

- Какие направления вы видите в качестве приоритетных на ближайшие годы?

- Среди приоритетных направлений на ближайшие годы я назову проекты нацпрограммы "Цифровая экономика". Сюда можно отнести развитие единой информационно-сервисной web-экосистемы государства "ГосWeb", совершенствование ЕСИА, ЕПГУ и СМЭВ, создание и развитие "суперсервисов" (решение жизненных ситуаций гражданина - получение документов при рождении ребенка, оформление льгот, пособий, электронных больничных - на основании автоматизированных бизнес-процессов без участия чиновников - Прим. ComNews). Мы делаем все зависящее от нас, чтобы инфраструктура электронного правительства не только бесперебойно работала, но и развивалась в соответствии с пользовательскими потребностями и технологическими новшествами.