Новости / декабрь 2018
15% россиян хранят на гаджетах банковские пароли и PIN-коды кредитных карт

Анастасия Самсонова
© ComNews
24.12.2018

Несмотря на то что 79% россиян знают о том, что в Сети их могут подстерегать киберугрозы финансового характера, это не мешает 15% пользователей хранить на своих девайсах различную банковскую информацию, в том числе номера и PIN-коды кредитных карт, пароли от систем онлайн-банкинга. Такие данные приводит "Лаборатория Касперского" по результатам совместного с компанией B2B International исследования.

Опрос провели в октябре и ноябре 2018 г. в 22 странах. В России в нем поучаствовало 924 респондента. Каждый четвертый опрошенный россиянин заявил, что лично терял в Сети деньги или подвергал риску конфиденциальность своих финансовых данных.

"Деньги - основной мотив большинства киберпреступлений, и неудивительно, что, оставляя на каком-либо сайте данные своей банковской карты, люди чувствуют себя некомфортно и испытывают тревогу. Например, почти половина пользователей в России не могут с легкостью совершать онлайн-платежи, поскольку не чувствуют, что их деньги надежно защищены", - говорит руководитель управления маркетинга "Лаборатории Касперского" в России, странах Закавказья и Средней Азии Олег Гудилин.

Согласно опросу, 88% россиян предпочитают оплачивать покупки в интернете банковскими картами, 76% пользуются платежными системами и онлайн-кошельками. 38% пользователей выбирают бесконтактные методы оплаты (PayPass и ApplePay оказались наиболее популярными), а 13% покупают в Сети с помощью криптовалют.   

По словам директора по консалтингу ГК InfoWatch Марии Вороновой, часто жертвы финансовых мошенничеств оказываются невнимательными, откликаются на фишинговые рассылки. Они совершают покупки на фальшивых сайтах, которые предлагают большие скидки, в результате товар не приходит вообще, а данные карты просто крадут.

По данным аналитического центра InfoWatch, в 2017 г. значительно возросло количество инцидентов, связанных с утечкой платежной информации - до 60% против 40% годом ранее. "В России по сравнению с мировой выборкой доля утечек выше в четыре раза. Скорее всего, это связано с невысоким уровнем цифровой грамотности и кибергигиены как самих пользователей, так и поставщиков товаров и услуг", - рассказала в беседе с корреспондентом ComNews Мария Воронова.

"Доля утечек платежных данных в сегменте ключевых потребительских услуг - розничной торговле, гостиничном бизнесе и общественном питании - сегодня даже выше, чем в организациях финансово-кредитной сферы, которая традиционно считалась главной мишенью для похитителей чувствительной информации", - считает Мария Воронова.

Специалист технического сопровождения сервисов компании Eset Russia Андрей Ермилов говорит о том, что многие онлайн-покупатели действительно боятся магазинов с плохой репутацией, но далеко не все интернет-магазины афишируют такие инциденты. "При этом значительная часть пользователей игнорируют подобные случаи, считая, что это может произойти с кем угодно, но не с ними. Сами пользователи не берегут свои данные. К примеру, оставляют их в открытом доступе на Google-диске. Человек всегда старается упростить себе жизнь и, чтобы не загружать голову, хранит данные в доступном месте, в гаджете. 15% людей честно признались в этом, но реальная цифра, безусловно, гораздо больше", - говорит Андрей Ермилов.

По данным исследования компании Avast, 55% российских пользователей применяют одинаковые пароли для разных аккаунтов, хотя 94% знают, что это опасно. "Одна из серьезных опасностей - использование мобильного банкинга. Злоумышленники активно применяют банковские трояны и фальшивые приложения, чтобы получить финансовую выгоду. В прошлом году мы проводили эксперимент - пользователи должны были определить, какой из интерфейсов популярного российского банка настоящий, а какой поддельный - рассказал ComNews глава представительства Avast в России и СНГ Алексей Федоров. - Так, 24% респондентов определили официальный интерфейс приложения для мобильного банкинга как мошеннический, а 29% ошибочно приняли поддельный интерфейс за настоящий. Поэтому следует внимательнее относиться к любым финансовым операциям в Сети, чтобы избежать потери денег".