Новости / январь 2019
Руки прочь от биометрии

© ComNews
14.01.2019

Российский рынок биометрических технологий значительно отличается от мирового: в то время как в глобальном пространстве доминирующую долю занимают технологии Fingerprint (идентификация человека по отпечатку пальца), в России наблюдается активное проникновение Facial Recognition (распознавание по лицу). К таким выводам пришли аналитики J’son & Partners Consulting. По прогнозам аналитиков, в ближайшие четыре года темпы роста Facial Recognition в России будут в 1,7 раза превышать аналогичный показатель по миру.

По данным J’son & Partners Consulting, российский рынок биометрических технологий за последние четыре года (2015-2018) демонстрировал рост на уровне 35,74% CAGR.

Специалисты J’son & Partners Consulting обнаружили, что структура российского рынка биометрических технологий значительно отличается от структуры мирового рынка. "В то время как в глобальном пространстве доминирующую долю продолжают занимать технологии Fingerprint, в России наблюдается активное проникновение Facial Recognition", - отмечают авторы исследования.  

Аналитики пришли к выводам, что за последние три года технологии распознавания лица увеличили свою долю в общем объеме российского биометрического рынка почти до 50%, демонстрируя 106,7% CAGR в период с 2015 г. по 2018 г.

"Ключевые факторы, обуславливающие рост лицевой биометрии в России, - технологический прорыв в области машинного обучения естественным путем обеспечил диффузию Facial Recognition в еще ненасыщенный российский рынок, появление российских стартапов с лучшими в мире алгоритмами идентификации по лицу вызвало высокий интерес к последним со стороны крупных инвесторов, как результат - именно технология Facial Recognition получает в РФ существенную поддержку со стороны государства (в том числе на уровне законодательства)", - поясняют авторы.

Что касается сегмента Fingerprint, то он продолжает доминировать только в областях криминалистики и СКУД (Система контроля и управления доступом, регистрация входа на объекты и выхода с объектов на заданной территории - Прим. ComNews). Аналитики объясняют заинтересованность преимущественно более низкой стоимостью. В общем же объеме российского биометрического рынка за исследуемый период доля сегмента отпечатков пальцев сократилась более чем в два раза.

Сравнивая технологии Fingerprint и Facial Recognition, руководитель направления разработки аппаратных решений компании "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Тихон Григоренко обратил внимание на недостатки первой технологии, которые могли привести к более широкому распространению второй. "На практике первоначально широкое распространение получил, можно сказать, классический двухмерный отпечаток пальца. Но у использования такой технологии есть свои минусы: она предполагает контакт пальца с поверхностью считывателя. Потому она актуальна, если проходимость в помещении ограничена очень сильно. Если же мы говорим о массовом пропуске людей - к примеру, проходная компании на несколько сотен человек, - то считыватель быстро собирает на себе жировые следы, пыль и грязь, и уже после 10-15 человек сенсор выдает ошибки и нуждается в чистке", - объясняет он. Таким образом, получается, что применение отпечатка пальца замедляет проход работников на объекты. Кроме того, если на предприятии уже внедрена система Facial Recognition, вопрос внедрения видеоаналитики становится проще и реалистичнее, тогда как доработать систему Fingerprint достаточно сложно.

Технический директор компании "Вокорд" (разработчик систем по распознаванию лиц) Алексей Кадейшвили отмечает заинтересованность в технологии Facial Recognition как у государственных органов, так и у бизнес-сообщества. По его словам, биометрические технологии традиционно применяются в сфере обеспечения безопасности. "После того как был принят ряд нормативных актов, направленных на внедрение технических средств обеспечения транспортной безопасности, например постановление правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969, возросло количество государственных проектов", - приводит пример он. Кроме того, развивается и направление умных городов. Эта категория включает в себя компоненты, обеспечивающие, в частности, распознавание лиц.

Что касается бизнес-сообщества, продолжает специалист "Вокорда", распознавание лиц уже несколько лет успешно работает в розничной торговле и банках. "Для коммерческого сектора интересно маркетинговое применение, а также решение проблем корпоративного уровня: контроль удаленного доступа, борьба с мошенничеством, идентификация пользователей на мобильных устройствах", - рассказывает он.

Технический директор компании "Системы компьютерного зрения" (входит в ГК "Ланит") Михаил Смирнов наблюдает тенденцию, согласно которой в России скорее выбирают более дорогие и новые биометрические решения (технология по распознаванию лиц совершеннее и ценник у нее выше, чем у технологии идентификации по отпечатку пальца). "Подтверждением этому служит внедрение самых передовых и порой очень дорогостоящих технологий на новых крупных объектах - в спорткомплексах, аэропортах, учреждениях культуры и т.п.", - отмечает эксперт.

Специалисты J’son & Partners Consulting уверяют, что Vein Recognition (распознавание по рисунку вен) в России также является быстрорастущим и перспективным сегментом. "Высокие показатели надежности, устойчивости к атакам и нестабильным состояниям внешней среды дают технологии преимущества перед Fingerprint и в некоторых случаях перед Facial Recognition, - уточняют аналитики. - Дополнительным преимуществом технологии идентификации по рисунку вен является оптимальное сочетание качественных и стоимостных характеристик".

Сегмент Vein Recognition за последние четыре года демонстрировал 46,08% CAGR (в 4,6 раза выше, чем для Fingerprint). При этом его доля в общем объеме российского биометрического рынка в четыре раза превышает аналогичный общемировой показатель.

Как указывают в J’son & Partners Consulting, рост сегмента Voice Recognition (распознавание по голосу) в России сдерживается как ограниченным функционалом применения (call-центры), так и технологической несовершенностью модальности.

Еще одна технология - Iris Recognition (аутентификация по радужной оболочке глаза) - ввиду высокой стоимости продолжает быть очень нишевым продуктом. По данным аналитиков, ключевой целевой рынок для данной технологии будет фокусироваться на пограничном контроле и объектах с высокими требованиями к безопасности.

Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2022 г. рынок вырастет в 2,5 раза по сравнению с 2018 г. "Прогнозируемые ежегодные темпы роста биометрических технологий в России в ближайшие четыре года в 1,6 раза превысят общемировой показатель и составят 25,62%", - говорится в исследовании. Что касается отдельных сегментов, то, например, темп роста технологии распознавания лица в России в ближайшие четыре года будет в 1,7 раза превышать аналогичный показатель по миру. Сегмент Iris Recognition, наоборот, окажется в меньшинстве. Доля этой модальности на российском рынке к 2022 г. составит не более 1,2%, тогда как в мире этот показатель прогнозируется на уровне 13,5%.

Руководитель департамента по развитию бизнеса "НЭК Нева Коммуникационные Системы" Александр Московко соглашается с выводами J’son & Partners Consulting по поводу того, что интерес к биометрическим технологиям в России, особенно к системам распознавания лиц, растет. При этом он предупреждает о двух проблемах, которые в настоящее время стоят на пути развития технологий.

Основным барьером для активного развития биометрических систем, как отмечает Александр Московко, является либо низкое качество алгоритмов распознавания (характерно для ряда начинающих вендоров, но не только), либо значительная стоимость у тех, кто уже хорошо зарекомендовал себя на рынке.

Второй основной проблемой таких систем, продолжает представитель "НЭК Нева Коммуникационные Системы", являются ограничения на сбор и хранение персональной информации. "Это очень сложный и не всегда понятный вопрос, особенно с юридической стороны, несущий многие риски компаниям, и многие потенциальные заказчики стараются не связываться с этой темой до поры до времени, - приводятся его слова в исследовании J’son & Partners Consulting. - Возникла парадоксальная ситуация: персональные данные нужны всем, особенно банкирам и ретейлу, их надо собирать и анализировать, а собирать их нельзя. Более прозрачные правила в области персональных данных помогут развитию этого рынка".

Директор центра компетенций по мультимедиа и ситуационным центрам компании "Техносерв" Александр Абрамов поддерживает выводы, сделанные J’son & Partners Consulting по развитию биометрических технологий, а особенно идентификации по лицу. "Драйвером развития технологии распознавания лиц является понимание рынком преимуществ, которые дают такие системы идентификации. Помимо этого, на спрос влияет законодательная поддержка подобных инициатив и внедрений", - отмечает он.