Кристина Жукова
Юлия Тишина
28.01.2019

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предлагает внести в законодательство изменения, которые разрешат свободный оборот "деперсонализированных" пользовательских данных на рынке. По оценке авторов инициативы, граждане смогут продавать свои данные, зарабатывая до 60 тыс. руб. в год. По мнению экспертов, такие оценки сильно преувеличены, а сам законопроект разработан в интересах банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов и недостаточно защищает конфиденциальность.

ФРИИ подготовил проект изменений в закон "Об информации" (есть у "Ъ"). Это не заключительный вариант, перед внесением в Госдуму его еще будут обсуждать, уточнила директор по правовым инициативам фонда Александра Орехович. Сейчас закон однозначно не отвечает на вопрос, кому принадлежат персональные данные, указывают в ФРИИ. Из-за этого некоторые операторы персональных данных распространяют их на коммерческой основе без согласия субъекта, а другие, наоборот, боятся ими торговать, что сдерживает развитие легального рынка. ФРИИ предлагает ввести термин "деперсонализированные данные" и обеспечить их свободное обращение на рынке. Граждане смогут предлагать бизнесу свои данные с определенной целью и сроками за вознаграждение в различных формах. Бизнес сможет покупать данные, если гражданин даст согласие на их обработку, и отчислять в его пользу процент от сделки. При этом граждане могут не давать согласия на обработку данных, чтобы исключить их из оборота.

В ФРИИ заявляют, что любой гражданин в этом случае сможет зарабатывать от 15 тыс. до 60 тыс. руб. в год,

что станет "мощной мотивацией" для регистрации в качестве самозанятых и "позволит принести в казну несколько миллиардов рублей" от физических лиц, а также налоги юридических лиц, участвующих в обороте данных. Бизнес получит инструмент легального обмена пользовательскими данными и дополнительный доход, что ускорит рост этого рынка и ликвидирует в нем теневую экономику, рассчитывают авторы инициативы.

У опрошенных "Ъ" экспертов есть вопросы к законопроекту. "Концепция, что человек может полноценно распоряжаться своими данными, красива, но требует законопослушности всех участников интернета",— осторожен глава департамента по развитию фонда "Сколково" Сергей Израйлит. Оценка доходов в 15–60 тыс. руб. в год на человека, по его мнению, завышена, можно говорить лишь о нескольких тысячах рублей в год, что "вряд ли заставит граждан регистрироваться в качестве самозанятых". Суммы 15–60 тыс. руб. "выглядят крайне сомнительными", согласен основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян, это значило бы, что на такие выплаты в масштабах страны ушли бы триллионы рублей, притом что весь рекламный рынок, то есть потенциально основной потребитель таких данных, оценивается в 450 млрд руб.

По мнению господина Оганесяна, законопроект в текущем виде легализует действия, которые сегодня незаконны, и составлен "к откровенной выгоде российских держателей big data" — банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов.

"За счет слова "деперсонализация" он открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки. Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объем деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку",— предостергает он. В ФРИИ возражают, что деперсонализированные данные в отличие от обезличенных полностью утрачивают связь с субъектом и его нельзя идентифицировать даже при наличии дополнительных сведений.

Термин "деперсонализированные данные" все же не вполне понятен, подтверждает и юрист НЮС "Амулекс" Валентин Контарев. Кроме того, под вопросом может быть достоверность простой электронной подписи, с помощью которой, согласно проекту, можно дать согласие на обработку данных, а персональные данные о здоровье по закону вообще нельзя обрабатывать, указывает он.

С тем, что проект будет особенно интересен крупным розничным банкам и торговым сетям, согласен и директор по инновациям "SAS Россия и СНГ" Юлий Гольдберг, отмечая, что для них он откроет новые возможности в части продуктов, контактной политики и предупреждения мошенничества.

В Роскомнадзоре комментарий не предоставили.