© ComNews
06.02.2019

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") подписало соглашение с компанией Amdocs о модернизации внутренней ИТ-инфраструктуры. Как заявили в "ВымпелКоме" компания ставит перед собой цель превратиться в "маневренного и современного digital-оператора" за счет возможности внедрения более быстрых и простых digital-сервисов, адаптированных под нужды клиентов. По оценкам аналитиков, такая модернизация может стоить оператору от $250 до $350 млн.

Как рассказали в "ВымпелКоме", с помощью компании Amdocs оператор переведет часть своей ИТ-инфраструктуры на новейшую цифровую архитектуру. Впрочем, в "Билайне" не уточнили, какие конкретно ИТ-системы они собираются модернизировать. По задумке, цифровизация ядра позволит "Билайну" значительно увеличить скорость разработки и вывод на рынок новых продуктов.

"Будущее телекома - это персонализированные предложения и сервисы, которые могут быть гибкими и мобильными, то есть адаптироваться под потребности клиентов в режиме реального времени, - поясняет цель сотрудничества генеральный директор "Билайна" Василь Лацанич. - При этом в наши предложения, помимо традиционного телекомовского наполнения из минут, мегабайтов и SMS, можно будет включать, например, мили авиакомпаний, литры бензина и другие выгодные услуги за пределами телекома".

Со своей стороны, генеральный директор Amdocs Шуки Шеффер положительно оценил партнерство с российским оператором. "Мы рады, что Аmdocs выбран партнером для такой бизнес-инициативы и будем совместно работать с "Билайном", чтобы обеспечить выполнение всех текущих и возникающих в ходе проекта обязательств", - сказал он.

Однако стороны не стали раскрывать детали контракта, отметив лишь, что это долгосрочное соглашение.

BSS преткновения

Стоит напомнить, что в июне 2016 г. материнская компания "Билайна" (тогда Vimpelcom Ltd.) выбрала поставщиком систем BSS (Business Support System - система, в которой хранятся данные абонентов и происходит тарификация) для 11 стран присутствия оператора (России, Узбекистана, Казахстана, Украины, Бангладеш, Киргизии, Таджикистана, Армении, Грузии, Пакистана и Алжира) шведскую Ericsson (см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.). Стороны заключили семилетний контракт на $1 млрд. Новая система должна была ускорить разработку услуг и продуктов в области мобильных развлечений, интернета вещей и мобильных финансовых услуг. Продукты, которые обязалась поставить "Билайну" Ericsson, включали билинг, собирающий информацию об использовании услуг, их тарификации и отвечающий за выставление счетов абонентам и обработку платежей. Также к BSS относилась система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и система технической поддержки (helpdesk).

"Эта сделка знаменует фундаментальный этап в нашей трансформации, которая превратит Vimpelсom Ltd. в настоящего поставщика цифрового будущего. Новый цифровой стек позволит нам эффективнее реагировать на требования клиентов, приведет к централизации и упрощению нашего бизнеса, а также оптимизирует нашу структуру затрат", - говорил тогда главный исполнительный директор холдинга Жан-Ив Шарлье.

Среди участников тендера, кроме победителя Ericsson, была также и Amdocs. Vimpelсom не раз откладывал подведение итогов тендера (см. новость ComNews от 12 апреля 2016 г.). Игроки рынка и аналитики связывали это с тем, что замена BSS в компаниях всего холдинга - это сложная, дорогостоящая и рискованная операция (BSS Amdocs были внедрены в "Билайне с 2002 г.).

Позднее, в мае 2017 г., газета "Ведомости" со ссылкой на представителей Veon (переименованная материнская компания "Билайна") сообщала о том, что шведский поставщик не выполнил обязательства по контракту. Тогда говорилось о том, что оператор продолжает обсуждать с Ericsson сроки и условия внедрения, но компания рассматривает возможности обращения в суд и расторжения контракта.

В итоге, как утверждает источник, знакомый с ситуацией, Ericsson условия контракта не выполнила, и система не была внедрена. В пресс-службе "Билайна" воздерживаются от комментариев по этому поводу. Примечательно, что в опубликованной в январе отчетности за 2018 г. Ericsson указала то, что ее BSS-бизнес не показал "удовлетворительного прогресса" и сейчас компания находится в процессе его преобразования.

Собеседник ComNews, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что "Билайн" несколько лет пытался найти подрядчика, который был бы готов переписать ядро сети. Оператор решил трансформировать BSS в органическую и гибкую среду. "Классический BSS подразумевал серьезные временные затраты на изменение тарифов - внедрение любого нового тарифа занимает до месяца. Более того, все телеком-операторы используют под ИТ-инфраструктуру для BSS "тяжелый" hi-end. Смысл обновления - уйти от больших дорогих решений enterprise-класса, - поясняет источник. - То есть переходить на инфраструктуру, которая свойственна молодым современным компаниям". По его оценкам, подобные работы с учетом стоимости лицензий стоят от $250 млн до $350 млн.

Ставка на инновации

Руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline Светлана Савельева разделяет позицию о том, что традиционные бизнес-модели больше не могут гарантировать рост доходов в телекоммуникационной отрасли, поэтому операторы вынуждены делать ставку на инновации и снижение расходов. "Такие инициативы, как внедрение 5G, Big Data, Machine Learning, IoT или доставка мультимедиа через мобильные платформы, не могут быть реализованы через устаревшие платформы, имеющие проблемы с масштабированием", - уверена она.

Об объеме расходов на цифровую трансформацию в телекоммуникационной отрасли Светлана Савельева предложила судить по аналогичным проектам, в том числе с участием компании Amdocs, за рубежом. "Например, британская компания Vodafone - второй по величине оператор связи в мире (около 470 млн абонентов) - разработала программу Digital Vodafone для преобразования бизнес-модели, развития и усиления существующей инициативы по клиентскому опыту (Customer Experience) и аналитике данных. Только в рамках Vodafone Ireland (около 2,3 млн абонентов) в подобный масштабный проект цифровой трансформации планируется инвестировать около $137 млн, - приводит пример она. - Испанская Telefonica инвестировала в стратегическую инновационную платформу Telefonica Open Future для поиска, создания и предоставления цифровых продуктов и решений для ускорения и улучшения цифрового опыта своих клиентов в Европе и Латинской Америке около $200 млн. При этом нужно понимать, что Telefonica занимает восьмое место в мире среди телекоммуникационных компаний и имеет около 350 млн абонентов. Тогда как количество абонентов "Билайна" составляет около 57 млн".