выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
18.02.2019

Банк ВТБ явно горит желанием избавиться от доли в Tele2, продав ее "Ростелекому". На прошлой неделе глава банка публично заявил, что решение о продаже доли ВТБ в Tele2 национальному оператору может быть принято в течение месяца. Открытым остается лишь вопрос о том, кто больше хочет этой сделки и кому она принесет наибольшую выгоду.

На минувшей неделе в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи глава ВТБ Андрей Костин сообщил журналистам о том, что решение о продаже акций Tele2 "Ростелекому" может быть принято в течение месяца. "ВТБ полностью выйдет из компании Tele2", - уточнил Андрей Костин.

В данный момент ООО "Т2 Мобайл" (действующее в России под маркой Tele2) находится в полной собственности у ООО "Т2 РТК Холдинг". Доли владения "Т2 РТК Холдингом" распределяются следующим образом: 45% принадлежит "Ростелекому", 55% - Tele2 Russia Holding AB (Швеция), которым, в свою очередь, владеют группа ВТБ (50%), Invintel B.V. собственника "Северстали" Алексея Мордашова (40%) и банк "Россия" (АО "АБ "Россия", основной владелец - Юрий Ковальчук, 10%). Таким образом, ВТБ косвенно контролирует 27,5% уставного капитала ООО "Т2 Мобайл". Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын оценивает стоимость российского Tele2 примерно в 150 млрд рублей. Таким образом, продав свою долю, ВТБ может получить 41,25 млрд рублей.

Весной 2013 года ВТБ купил "Tele2 Россия" у шведской Tele2 AB за $2,4 млрд (76 млрд рублей). Также группа обязалась погасить долг оператора в размере $1,15 млрд (36,4 млрд рублей). В отчете ВТБ за первое полугодие 2013 года приводилась оценка "Tele2 Россия" на 30 июня - 126,4 млрд рублей. Долг компании тогда оценивался в 35,6 млрд рублей. Осенью 2013 года ВТБ продал 50% Tele2 структурам владельца "Северстали" Алексея Мордашова и банку "Россия" Юрия Ковальчука. Газета "Коммерсант" тогда оценивала эту долю в 45,4 млрд рублей. Позже на базе Tele2 и сотовых активов "Ростелекома" было создано ООО "Т2 РТК Холдинг".

Желание ВТБ выйти из капитала Tele2 значительно усилилось в последнее время. Причиной может быть то, что ВТБ перегружен финансовыми обязательствами банков, переданных на его баланс после отзыва лицензий. Соответственно, как отмечает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский, избавление от непрофильных активов для ВТБ - не прихоть, а острая необходимость. 

Естественно, что в такой ситуации предполагаемые 41,25 млрд рублей (а скорее всего, сумма будет большей, поскольку "Ростелеком" заплатит премию за контроль) окажутся для ВТБ совсем не лишними. Кроме того, ВТБ, судя по всему, окончательно расставаться с телекомом не намерен. Председатель правления ВТБ Анатолий Печатников в кулуарах Российского инвестиционного форума заявил о том, что ВТБ запустит виртуального мобильного оператора уже в сентябре. "Все заработает в конце этого года в партнерстве с Tele2", - отметил Анатолий Печатников.

О том, что ВТБ больше хочет продать долю в Tele2, чем "Ростелеком" хочет ее купить, косвенно свидетельствует и более осторожная позиция последнего. На том же инвестиционном форуме в Сочи глава "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил журналистам: "Пока рано говорить о структуре этой сделки, поскольку еще мы не перешли ни к каким формальным процедурам. У нас есть базовая модель, которая требует окончательного осмысления и формализации. Как только мы пойдем за директивой [правительства на выкуп у ВТБ доли в Tele2], как только сдадим документы… но пока мы еще туда не идем", - сказал Михаил Осеевский (цитата по "Интерфаксу"). При этом он сказал, что обращение за директивой будет направлено в этом году.

Тем не менее говорить о том, что "Ростелекому" вовсе не интересен контроль над "Т2 РТК Холдингом", было бы неверным. Есть несколько аспектов, которые стоит учитывать, говоря об интересе "Ростелекома" к контролю над Tele2, а по сути - о получении полноценного сотового актива.

Во-первых, практически все крупнейшие телеком-операторы в мире (в том числе и бывшие монополисты рынка) развивают все сегменты телекоммуникационных услуг, включая мобильные. Показательным может быть пример компании British Telecom (BT), которая после длительной работы исключительно на рынке фиксированной связи в 2015 году купила сотового оператора EE. Таким образом, появился гигант, покрывающий все сегменты телекоммуникационного рынка Великобритании.

Кстати, по данным аналитиков, в случае возможной консолидации Tele2 выручка "Ростелекома" приблизится к выручке МТС, и госкомпания сможет претендовать на статус крупнейшего российского телеком-оператора.

Во-вторых, пользователи все больше предпочитают получать контент, в том числе и тяжелый, через мобильные устройства, благо нынешний уровень развития технологий это уже позволяет. Наконец, услуга мобильного интернета является растущим сегментом у всех российских операторов "большой четверки". Оставаться в такой ситуации без мобильной связи в структуре бизнеса - значит ставить себя в менее выгодное по сравнению с конкурентами положение.

В-третьих, важно, в каком состоянии "Ростелеком" получает Tele2. Да, некоторые аналитики указывают на то, что Tele2 нарастил долговую нагрузку и показывал до II квартала 2018 года убыток. Но при этом оператор активно строил сети LTE и к началу 2019 года, по данным Роскомнадзора, лидировал по темпам строительства сетей связи четвертого поколения среди игроков "большой четверки". Количество базовых станций LTE у Tele2 за 2018 год увеличилось на 27 357 единиц (+122,7%). По общему количеству РЭС стандарта LTE Tele2 занимает третью позицию с показателем 49 647 РЭС, тогда как в 2017 году Tele2 был на четвертом месте, после "Билайна".

Наконец, в-четвертых, не стоит забывать о том, что мы стоим на пороге полномасштабного строительства сетей 5G, а "Ростелеком" активно продвигает идею создания единого инфраструктурного оператора 5G, и активы Tele2 для него, безусловно, будут не лишними.

Впрочем, получение контроля над "Т2 РТК Холдингом" может сыграть с "Ростелекомом" злую шутку именно при создании единого инфраструктурного оператора 5G. Если сейчас, имея 45%-ную долю в "Т2 РТК Холдинг", "Ростелеком" еще можно назвать нейтральным игроком по отношению к операторам мобильной связи, то в случае сделки он немедленно станет заинтересованной стороной. Федеральная антимонопольная служба, и так не жалующая идею единого оператора 5G, в случае объединения "Ростелекома" с Tele2 однозначно выступит против нее. 

Своего слова в этой истории еще не сказали оставшиеся совладельцы Tele2 - структуры Алексея Мордашова и Юрия Ковальчука. Однако велика вероятность того, что как только сделка ВТБ и "Ростелекома" состоится, они быстро избавятся от долей в "Т2 РТК Холдинге".

История переговоров между ВТБ и "Ростелекомом" имеет давние корни, и периодически тема всплывает в информационном пространстве. Так, Михаил Осеевский заявил о том, что изучает вопрос об увеличении доли в Tele2 сразу после своего назначения в марте 2017 года. Однако в ноябре того же года его позиция изменилась, и средства на увеличение доли в Tele2 в бюджет "Ростелекома" на 2018 год, по его словам, не закладывались.

В любом случае, решение по этой сделке будет приниматься на уровне правительства РФ, так как и "Ростелеком", и ВТБ являются госкомпаниями. А государство обычно стремится к достижению стратегических целей, и финансовая выгода для него может быть второстепенной. Получить крупнейшего оператора связи в стране и усилить влияние на телеком-отрасль в целом, особенно учитывая недавние инициативы по созданию "суверенного Рунета" и прочие активности, выглядит вполне логичным шагом с точки зрения государственной стратегии.