Новости / март 2019
Сбербанк и "Эвотор" выложили товары на полку

© ComNews
01.03.2019

ПАО "Сбербанк" и производитель онлайн-касс ООО "Эвотор" запустили онлайн-сервис "на_полке" для поставщиков и предпринимателей. Он позволяет в режиме онлайн получать информацию от поставщиков и производителей о товаре, сравнивать цены, выбирать условия, делать заказы и оформлять документы.

"На_полке" - это цифровая платформа для предпринимателей, которая соединяет поставщиков и представителей малого бизнеса напрямую для совершения закупок. Сервис позволяет в режиме онлайн получать информацию от поставщиков и производителей о необходимом товаре, сравнивать цены, выбирать наиболее выгодные условия, делать заказы на поставку товара, оформлять документы.

В настоящий момент на платформе уже собрано более 100 крупнейших поставщиков различной продукции, среди которых MetroCash & Carry, Coca-Cola "HBC Евразия", "ПивДом", "Тайди Сити", "Молочное дело", "Восток-Запад".

В сервисе уже появилось 60 тыс. наименований товаров в таких категориях, как продукты питания, бытовая химия, табак, алкоголь и зоотовары. Руководитель проекта "на_полке" Алексей Ширяев рассказал ComNews, что товарные группы будут расширяться. "Уже сейчаc мы открываем категории для сегмента HoReCa. Далее будем смотреть на другие сегменты, где SMB нуждается в регулярных закупках", - рассказал он.

Стать клиентом сервиса "на_полке" могут любые предприниматели - владельцы магазинов, палаток, кофеен, баров и ресторанов, а также салонов красоты, автосервисов и АЗС, стадионов и секций, свадебных салонов, музеев и театров и др.

Как поясняют инициативу создатели проекта, сервис "на_полке" принципиально трансформирует традиционный формат закупок, делая его цифровым, прозрачным и автоматизированным. Инновационность сервиса заключается в том, что малый бизнес получает доступ к ИТ-решению бесплатно, не вкладывая дорогостоящие ресурсы на создание собственной технологии по автоматизации закупок.

По подсчетам Сбербанка и "Эвотора", в среднем менеджер небольшой торговой точки делает порядка 170 закупок в месяц у 30-50 поставщиков и тратит на это порядка 40 часов. C платформой "на_полке" заказ по всем поставщикам идет в "одном окне". Таким образом, предприниматели в два-три раза сокращают время на закупки, а также экономят до 30% стоимости товаров за счет возможности выбора различных предложений. Комиссия сервиса с поставщиков составляет 2% от стоимости заказа.

Сервис "на_полке" уже работает в Москве и Московской области. По результатам пилота в феврале (тест проводился с декабря прошлого года) его товарооборот составил 15 млн руб. До конца текущего года Сбербанк и "Эвотор" планируют выйти в города-миллионники. Делясь планами, в компании сообщили, что ближайшие регионы расширения работы сервиса - Краснодар и Нижний Новгород.

Руководитель проекта "на_полке" ожидает, что активнее всего на площадке будут закупаться товары народного потребления - в частности, напитки, кондитерские изделия и бакалея. Алексей Ширяев рассчитывает на то, что к концу года удастся подключить 400-500 поставщиков. Что касается клиентской базы - это более 10 тыс. клиентов. Создатели сервиса ставят перед собой цель на 2019 г. довести товарооборот площадки до 1 млрд руб.

По мнению аналитика ИК "Фридом Финанс" Анастасии Сосновой, данный проект будет интересен малому и среднему бизнесу из-за бесплатного доступа к решению по автоматизации закупок, которое позволит сократить время закупок в несколько раз, а также сэкономить до 30% стоимости товаров на фоне разнообразия предложения.

Учитывая, что за три месяца на платформе, по данным аналитика "Фридом Финанса", зарегистрировалось около 1700 пользователей, Анастасия Соснова ожидает, что к концу года показатель может достичь 7000-8000.

Впрочем, Сбербанк - не единственный игрок на рынке. Анастасия Соснова напоминает, что "Пятерочка" развивает проект "Агро24". Онлайн-платформой пользуется 5700 компаний, в их числе - "Вкусвилл" и Spar. Аналитик "Фридом Финанса" предупреждает о том, что поставщики "на_полке" могут столкнуться с некоторыми сложностями в привлечении новых пользователей. По ее словам, рынок оптовой онлайн-торговли продуктами питания развивается медленно и составляет менее 5% от общего рынка, который оценивается в 300 млрд руб.

Эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский назвал проект Сбербанка и "Эвотора" интересным. Но его "волшебные ключики" - это успешный маркетинг и величина комиссионных. "Мне кажется, 2% от стоимости заказа - это многовато, учитывая, что из-за падения рубля и повышения НДС российские сетевые ретейлеры сейчас как раз и работают с такой чистой рентабельностью - около 2%", - рассуждает эксперт.

Говоря об успешности маркетинга - его мерилом можно было бы назвать цифру 500 (в данный момент у проекта более 100 поставщиков), продолжает Владимир Рожанковский. "Если система сможет набрать не 100, а 500 поставщиков, то можно будет сказать, что проект функционально состоялся и участники рынка в него поверили. В системе не должно одно наименование товара соответствовать единственному его поставщику - тут комментарии, как говорится, излишни. Интерес будет активно формироваться, когда по каждой товарной позиции будет идентифицироваться от трех до пяти поставщиков и система приобретет очертания онлайн-рынка или биржи", - резюмировал эксперт.

Со временем весь бизнес перейдёт на онлайн-закупки, предрекает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. Он объясняет это тем, что эффективная система должна обслуживать несколько миллионов небольших предприятий, размером с магазин, оборот которого составляет полтора миллиона рублей в месяц. "Чтобы сервис зарабатывал на таком клиенте хотя бы три тысячи рублей в месяц, при комиссии в 2% нужны 150 тысяч рублей оборота, то есть около десятой части закупок предприятие должно осуществлять через эту площадку", - подсчитал аналитик "Финам". 

По прогнозам Леонида Делицына, после выхода в города-миллионники сервисом могут воспользоваться 20-30 тысяч компаний. В конечном счёте должно остаться две или три подобных площадки, поскольку большую роль будет играть "сетевой эффект" - чем больше подключится поставщиков, тем интереснее сервис будет для покупателей, а чем больше будет покупателей, тем больше будет стимулов для поставщиков его использовать, говорит Леонид Делицын. "Раскрутка такого проекта может занять несколько лет, и в конце концов он может стать весьма успешным (при условии, что не поставлены жёсткие ключевые показатели к конкретным срокам, после которых менеджмент может закрыть площадку). Конкуренция может снизить комиссию, которую берёт сайт с поставщика до 1%, и это создаст определённый барьер для окупаемости - чтобы окупаться, проект должен стать достаточно крупным и обслуживать по крайней мер сотни тысяч клиентов", - заключает он.