© ComNews
04.03.2019

Российский оператор спутниковой группировки "Космическая связь" (ГП КС) присоединился к пилотному проекту по безэкипажному судовождению (БЭС), который предусматривает разработку и апробацию технологий автоматического судовождения и дистанционного управления судами. Проект реализуется в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Его курирует отраслевой центр "Маринет". В этом проекте ГП КС планирует предоставлять услуги связи на подвижных платформах по технологии морского VSAT.

Проект реализуется при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в рамках Национальной технологической инициативы. 

Осенью 2018 г. отраслевой центр "Маринет" запустил проект по безэкипажному судовождению, участие в  котором принимают отечественные судоходные компании и разработчики морских навигационных решений и систем управления.

"Мы благодарны за приглашение принять участие в проекте по безэкипажному вождению судов и уверены, что накопленные нашим предприятием компетенции и опыт предоставления инновационных услуг связи на море будут весьма востребованы. Благодаря зоне покрытия сети морского VSAT ГП КС мы готовы отработать технологии "морских беспилотников" в акваториях всех морей, омывающих нашу страну, с учетом требований по уровню надежности и кибербезопасности обмена информацией между морскими объектами", - отметил генеральный директор ФГУП "Космическая связь" Юрий Прохоров.

В ГП КС отметили, что наиболее перспективным направлением для развития, по мнению экспертов, является морская отрасль, где в ближайшие 10-20 лет ожидаются радикальные изменения. В частности, многократный рост добычи полезных ископаемых и производства продовольствия (рыбный промысел и производство аквакультуры), а также цифровизация судоходства при увеличении численности судов морского коммерческого флота с текущих 50 тыс. судов до 70-80 тыс. в 2035 г. Для передачи больших объемов информации между морскими объектами и берегом используется VSAT с применением спутников на геостационарных орбитах и специальных моторизированных стабилизированных спутниковых антенн на судах.

"Решение с использованием современных российских спутников серии "Экспресс-АМ" на основе технологии maritime VSAT позволяет ГП КС предоставлять спектр цифровых услуг связи и вещания на морских судах различного класса и назначения. Сеть VSAT ГП КС покрывает акватории Северного Ледовитого и Атлантического океанов, Средиземного, Балтийского, Северного, Черного, Каспийского, Японского, Охотского и всех северных морей, омывающих Россию, включая практически всю протяженность Северного морского пути. В сети VSAT ГП КС работает более 260 морских судов", - рассказали в ГП КС. Дополнительных комментариев по теме в ГПКС не смогли предоставить.

Генеральный директор отраслевого центра "Маринет" Александр Пинский рассказал корреспонденту ComNews, что проект должен стать самым масштабным в этой области в мире и получить тиражируемое решение, применимое для модернизации существующих судов.

"Пилотный проект автоматического и дистанционного судовождения сейчас начат и реализуется силами партнеров - Совкомфлота, Росморпорта, "Пола Райз", "Кронштадт Технологий", НПП АМЭ, ГП КС, Российского регистра морского судоходства. Он находится на стадии проектирования и согласования дополнительного оборудования, которое будет установлено на три судна для дальнейшей отработки и опытной эксплуатации решений по автоматическому и дистанционному управлению судном. Это не судостроительный, а инфокоммуникационный проект в области искусственного интеллекта, машинного обучения и интеграции данных - sensor fusion. Уже определена архитектура решения, базовая функциональность и типовые решения. Сейчас идет привязка решений к конкретным судам. Также, с учетом существующих наработок участников проекта, начата разработка программного обеспечения системы автоматического судовождения. Это своего рода мозг судна с элементами искусственного интеллекта, который способен оценивать окружающую и внутреннюю обстановку и принимать решения по маневрированию судном. Также разрабатывается обзорно-поисковая система судна. Это система машинного зрения на основе нейросети, которая будет способна обнаруживать и идентифицировать различные объекты вокруг судна с помощью видеокамер", - описал Александр Пинский.

Директор "Маринет" также отметил, что на международном уровне создана рабочая группа IMO (Международной морской организации) по рассмотрению вопросов регулирования автоматического судовождения. Несколько классификационных обществ выпустили первые рекомендации в этой области.

"То есть делаются первые шаги по созданию нормативно-правовых и нормативно-технических основ для безэкипажного и малоэкипажного судовождения. В России задача создания правовых основ для использования судов с высокой степенью автономности зафиксирована в дорожной карте "Маринет" по совершенствованию законодательства и снятию административных барьеров - работа над ней начнется в этом году. Наша довольно амбициозная цель - в следующем году получить разрешение российского регулятора на применение систем автоматического и дистанционного судовождения, которые будут испытаны в рамках пилотного проекта на судах в российских водах. Если это получится, то мы станем первой в мире страной, где технологии безэкипажного судовождения начнут применяться регулярно, а не в режиме экспериментов. Весной 2019 г. мы должны подготовить и согласовать с Регистром изменения в проекты судов, связанные с установкой дополнительного оборудования, подготовить это оборудование и согласовать его установку с судоходными компаниями - участниками проекта. В мае-июне мы планируем провести установку оборудования на суда и начать первый этап опытной эксплуатации, когда системы работают в режиме обучения и сопоставления с действиями экипажа. Затем начнется этап работы систем в режиме советника, когда они будут предлагать действия экипажу - на основании этого этапа мы предполагаем финализировать комплексный анализ рисков, показать безопасность системы и ее эффективность в теории, что станет основой для получения ее одобрения в принципе от Регистра. После получения одобрения - это может быть конец этого года или начало 2020 г. - начнется третий этап апробирования системы, когда она будет уже непосредственно управлять судном под контролем экипажа", - рассказал Александр Пинский корреспонденту ComNews.

"Для внедрения безэкипажного судоходства в России безусловно есть много нюансов. Прежде всего движение судов по рекам с узким фарватером и шлюзами и, например, в океане - это разные ситуации с точки зрения скорости принятия решения и места для маневра и расхождения судов. Кроме того, дисциплина у российских и, для примера, немецких речников разная, как и оплата - ибо цель данной технологии сократить затраты на персонал - кроме, может быть, проводки судов в Арктике. Также надо понимать, что будет при отказе какой-либо системы на судне. При наличии экипажа, есть возможность ремонта", - прокомментировал акционер AltegroSky Сергей Пехтерев.

"Что касается собственно спутниковой связи, то для начала надо понять требования по допустимым задержкам в передаче сигнала от судна в центр мониторинга и управления им. При движении больших судов в узких проливах возможно требования будут очень жесткими. Пока все эти нормативные требования и документы не будут созданы, вряд ли имеет смысл спутниковому оператору глубоко погружаться в эту тему", - резюмировал Сергей Пехтерев.

Руководитель центра компетенций по решениям в области судоходства Orange Business Services в России и СНГ Алексей Антоненко сказал, что в компании с интересом следят за рабочей группой. "Их инновационные разработки становятся компонентами наших решений. В морской отрасли существует большое количество направлений, и для каждого перспективы развития безэкипажного судоходства разные. Так, появление полностью автоматизированных судов по ловле и обработке рыбы -  это вопрос довольно далекого будущего, в то время как полностью автоматизированные транспортные суда могут появиться в перспективе пяти-семи лет. Россия - морская держава, поэтому имеет большие шансы стать новатором в этой области. Развитие безэкипажного судоходства открывает новый и очень перспективный рынок для VSAT-операторов, поскольку беспилотные суда потребуют высокоскоростных и высоконадежных каналов связи", - рассказал Алексей Антоненко.

Директор департамента спутниковой связи и услуг J’son & Partners Consulting Валентин Анпилогов считает, что идея применения VSAT для решения задач управления и контроля беспилотными средствами, и в частности судоходными, является малоперспективной, поскольку применение очень ограничено.

"Во-первых, задержка сигнала на линии "абонент - КА - ЦС - КА - абонент" составляет 0,5-1 секунду. Даже при скорости 20 км в час беспилотный корабль пройдет за это время 3-5 метров. А если скорость выше? А если начнется качка - и килевая, и бортовая, - которая может привести к сбою наведения антенны на спутник? Возникает вопрос, кто будет все это страховать и нести ответственность? Непонятно. Плюс нужно учесть стоимость VSAT со сканирующей антенной (механической), которая составляет сегодня примерно $30 тыс. - видимо, предел минимума себестоимости в перспективе составит примерно $20 тыс. Причем таких устройств потребуется для надежности две штуки. Если применять ФАР/АФАР для VSAT, то стоимость следует увеличить еще раза в два. Вывод напрашивается сам собой, каждый его может сделать сам. Возможно, эта задача имеет смысл, но пока как экспериментальная работа", - поясняет Валентин Анпилогов.