Новости / март 2019
Для больших данных создают кодекс

© ComNews
06.03.2019

Ассоциация участников рынка больших данных и Институт развития интернета (ИРИ) создают кодекс этики использования больших данных. Документ установит общие правила поведения компаний и прочих организаций для сбора, накопления, поиска, анализа, хранения, передачи и использования данных. Финальную версию кодекса разработают до конца августа 2019 г.  

В Ассоциацию участников рынка больших данных входят "Яндекс", Mail.Ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф Банк, "МегаФон" и Onefactor. Все они готовы принять на себя обязательства по выполнению норм кодекса этики в интересах клиентов.

В разговоре с корреспондентом ComNews президент Ассоциации участников рынка больших данных Анна Серебряникова сообщила, что кодекс планируется обсудить с Роскомнадзором и другими заинтересованными структурами.

"Мы планируем учесть пожелания экспертов Роскомнадзора и других заинтересованных ведомств. Члены ассоциации считают, что рынок больших данных в мире и в России находится в стадии становления и жесткое регулирование к нему применять преждевременно. Для успешного развития новой индустрии важны принципы саморегулирования, в том числе важна выработка этических стандартов, учитывающих интересы как всех игроков, так и принципы неприкосновенности частной жизни, тайны личной информации, права на анонимность и контроля над использованием данных", - сказала Анна Серебряникова.

По словам представителя пресс-службы ассоциации, соответствие кодексу станет обязательным условием для членства в ней Сейчас все члены ассоциации на добровольной основе готовы принять на  себя обязательства по выполнению норм кодекса этики в интересах своих клиентов. Никаких мер для нарушителей правил пока не предусмотрено. Финальную версию кодекса разработают до конца лета 2019 г.  

"Для других участников рынка документ будет носить рекомендательный характер и представлять собой свод стандартов для саморегулирования отрасли", - говорит Анна Серебряникова.

Цель разработки кодекса, по ее словам, состоит в том, чтобы обобщить лучшие практики работы с данными в различных областях и сформулировать принципы и универсальные правила, которые должны определить границы допустимого поведения для всего профессионального сообщества из различных сфер экономики, которые применяют в работе технологии больших данных, не создавая лишних барьеров для участников рынка.

"Кроме того, алгоритмы обработки данных - это новое понятие для общества в целом. Принимая кодекс этики, мы берем на себя в том числе просветительскую функцию", - заявила Анна Серебряникова.

Генеральный директор ИРИ Сергей Петров считает, что лидеры, которые поддержат кодекс, сформируют профессиональные стандарты, за которыми неизбежно последуют остальные игроки.

По его мнению, законодательный процесс не успевает за бурным развитием сферы использования данных, из-за чего многие инициативы устаревают на стадии их разработки.

"Кроме того, независимо от того, как будет определено законодательство, всегда остаются аспекты, которые не поддаются однозначному законодательному регулированию. Самоорганизация участников сферы данных может стать эффективным решением для создания единого правового поля. Кодекс этики - это только инструмент для консолидации рынка", - сказал Сергей Петров.

Как сообщили в пресс-службе организации, помимо универсального кодекса этики ассоциация планирует разработать дополнительный свод лучших практик по применению кодекса на конкретных кейсах, который сформируют по принципу "чистых страниц" (white papers).

В Роскомнадзоре и Тинькофф Банке не ответили на запрос ComNews. Сбербанк, "Яндекс" и АНО "Цифровая экономика" отказались комментировать тему.

Менеджер по бизнес-коммуникациям ПАО "МегаФон" Дмитрий Лукьянчиков уверен, что глобальная стратегическая цель Ассоциации больших данных - способствовать росту рынка обработки данных.

"Развитие этой сферы требует создания среды доверия между его участниками, поэтому мы присоединились к разработке кодекса этики. Этические принципы позволят эффективнее сотрудничать игрокам рынка между собой, помогут брендам завоевать доверие и репутацию, а также повысят прозрачность процесса обработки данных для граждан", - сказал Дмитрий Лукьянчиков.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что пока государство не определило, кому принадлежат данные, создание кодекса - ранняя практика. "Саморегулирование - это, конечно, хорошо. Но это ни о чем", - резюмировал эксперт.