Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 20.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 64.22 EUR 70.94
20 сентября 2019 года, Пт

Антипиратский законопроект ждут к 1 сентября

© ComNews
11.03.2019

Законопроект о защите авторских прав в интернете, который регулирует взаимодействие правообладателей с интернет-площадками, должен появиться к началу сентября 2019 г. Об этом сообщили в пресс-службе Роскомнадзора. За основу документа возьмут положения Меморандума о защите авторских прав в интернете, который был подписан и вступил в силу 1 ноября прошлого года. Его участниками стали представители 12 крупнейших компаний - производителей кино- и телепродукции и российских интернет-площадок.

На минувшей неделе в Роскомнадзоре состоялось расширенное совещание по обсуждению концепции нового законопроекта в сфере авторских прав. Встреча прошла при участии представителей правообладателей, операторов поисковых систем и владельцев видеохостингов.

На совещании состоялось обсуждение наиболее оптимального варианта концепции законопроекта. "Основой для новых законодательных норм выступят положения Меморандума о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий. Участники совещания пришли к выводу, что новый закон должен появиться до конца срока действия Меморандума. В противном случае будет обсуждаться вопрос о пролонгировании срока действия соглашения", - сообщила пресс-служба Роскомнадзора.

Меморандум о защите авторских прав в интернете предполагает досудебный порядок разрешения спорных вопросов между правообладателями и поисковыми системами по поводу незаконного размещения ссылок на пиратский контент. 

Меморандум в ноябре 2018 г. подписали Первый канал, ВГТРК,  "СТС Медиа", "Газпром-медиа холдинг", Национальная Медиа Группа, Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация по стимулированию оборота легального контента в сети интернет "Интернет-видео", "Яндекс", "Мэйл.Ру" ("Одноклассники" и "ВКонтакте"), "Рамблер Интернет Холдинг", "Руформ" и "Кинопоиск" (см. новость ComNews от 2 ноября 2018 г.). Срок действия Меморандума истекает 1 сентября 2019 г.

Появлению Меморандума предшествовал конфликт между "Яндексом" и "Газпром-медиа холдингом": последний потребовал у поисковика удалить из списка выдачи пиратские копии четырех сериалов и шоу, принадлежащих нескольким телеканалам холдинга (см. новость ComNews от 30 августа 2018 г.).

В "Газпром-медиа холдинге" отказались комментировать новость. Национальная Медиа Группа, Ассоциация продюсеров кино и телевидения, "Яндекс" и "Мэйл.Ру" не ответили на запрос ComNews.

По словам генерального директора ассоциации "Интернет-видео" Алексея Бырдина, концептуальные предложения по регулированию, которые могли бы стать основой законопроекта, уже готовы. "Мы начали обсуждать их с интернет-сервисами, в том числе с "Яндексом". В октябре 2018 г. мы провели в Госдуме обсуждение проблематики пиратства, и глава комитета по культуре Елена Ямпольская заявила, что готова внести подготовленный отраслью проект", - сообщил ComNews Алексей Бырдин.

Он надеется, что участникам Меморандума удастся создать эффективный инструмент зачистки поисковой выдачи, который, в сочетании с существующими механизмами блокировки сайтов, радикально снизит доступность пиратского контента в стране.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что авторские права уже должным образом защищаются. "Статья 13.40 КоАП РФ, согласно которой неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению выдачи ссылок на ресурсы из реестра нарушителей авторских прав, предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб. Это вполне достаточно для регулирования. Сначала нужно научиться доказывать, наказывать и взыскивать, особенно с зарубежных площадок, а потом включать механизмы создания новых законов", - сказал Дмитрий Галушко.

Старший партнер юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков предупреждает, что, если Меморандум ляжет в основу федерального закона, его необходимо будет гармонизировать с нормами, введенными в действие вторым антипиратским пакетом. "Их недаром называют русским DMCA - ведь они предусматривают именно внесудебное взаимодействие правообладателей интернет-ресурсов, и в данной точке эти два документа могут пересечься и создать ненужные рынку коллизии", - уверен Павел Катков.

"Сам по себе факт того, что Меморандум пытаются превратить в законопроект, говорит о том, что документ не работает", - скептически оценивает инициативу управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин.

В противном случае, полагает он, такое превращение не потребовалось бы. "Дело в том, что, с одной стороны, досудебное регулирование является неплохим инструментом, чтобы ускорить и упростить процессы без излишней волокиты, связанной с разбирательствами. С другой стороны, нужно, чтобы выполнялось одно условие - люди и компании должны уметь договариваться и обходиться без государственного принуждения. В российской практике это не распространено, поэтому им, чтобы разрешить спорные вопросы, нужны государственные суды, а с ними и государственное принуждение", - говорит Алексей Сулин.

По его мнению, установленный в Меморандуме порядок разрешения споров свидетельствует о том, что все споры между правообладателями и администраторами онлайн-сервисов разрешаются путем переговоров. "А если не договорились, действует общая отсылка к праву на обращение в суд. Хотя для того, чтобы воспользоваться этим правом, дополнительный законопроект не нужен. Таким образом, если и будет принят новый закон, основанный на логике Меморандума, на защиту авторских прав он радикально не повлияет", - резюмирует юрист.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости