Юлия Тишина
13.03.2019

Российский бренд бюджетных смартфонов китайского производства Vertex запускает собственную розничную сеть. Компания хочет до конца 2019 года открыть более 20 мультибрендовых салонов, где будут продаваться и устройства конкурентов. Участники рынка сомневаются, что компания сможет обеспечить в своей сети необходимый ассортимент.

Производитель смартфонов Vertex запускает розничную сеть электроники под собственным брендом, рассказали "Ъ" в компании. Уже открыты три магазина — в Нижнем Новгороде, Барнауле и Уфе, до конца года планируется открыть более 20 точек по всей стране. В рамках бизнес-модели компания строит магазин и затем отдает его в управление локальному партнеру, который может продавать в нем не только Vertex, но и другие бренды, в том числе прямых конкурентов, уточнила менеджер по маркетингу Vertex Олеся Пышко. При этом для устройств Vertex планируется открытая выкладка в салонах, которая традиционно применяется для смартфонов дорогих брендов, включая Apple и Samsung. Площадь салонов составит 15–25 кв. м, а стоимость открытия одного — 1 млн руб.

Бренд Vertex принадлежит санкт-петербургскому ООО "Коннект". По данным Kartoteka.ru, 100% "Коннекта" владеет его гендиректор Надежда Степанова. Компания занимается продажей произведенной в Китае мобильной электроники, включая смартфоны, планшеты, кнопочные телефоны, фитнес-браслеты и аксессуары, под собственными брендами Vertex и Stark.

Магазины под собственным брендом в России развивают Samsung, Huawei и Xiaomi. У Samsung 214 фирменных магазинов, у Xiaomi (Mi Store) — 30 магазинов и 29 "островков" в торговых центрах, у Huawei — шесть магазинов и один многофункциональный центр.

В сентябре 2018 года "Ъ" сообщал, что Vertex в первом полугодии занял четвертое место по продажам 4G-смартфонов в рознице "МегаФона" после Samsung, Xiaomi и Apple. "Бренд продолжает сохранять свои позиции в сети",— уточнили вчера в "МегаФоне". По данным объединенной компании "Связной-Евросеть", всего за 2018 год в России продано 1,6 млн телефонов и смартфонов Vertex на общую сумму 3,9 млрд руб., бренд занял 4% рынка в натуральном выражении. Рост его продаж в штуках год к году составил 14%, в деньгах — 8%.

Российские бренды смартфонов в целом заметно укрепились в 2018 году, отмечают в группе "М.Видео-Эльдорадо": BQ-Mobile и Vertex вошли в десятку самых востребованных брендов в натуральном выражении. Vertex сейчас представлен в сегменте до 12 тыс. руб., на который приходится около 60% российского рынка смартфонов в штучном выражении. В то же время это один из самых конкурентных сегментов, где представлено несколько десятков брендов, отмечает представитель группы. Напротив, в МТС смартфоны Vertex "почти не представлены", так как последние несколько лет популярность устройств в бюджетном ценовом диапазоне (до 7 тыс. руб.) в розничной сети оператора падает, говорит представитель компании.

Собственная розница — возможность привлечь новую аудиторию, но при покупке недорогих устройств для клиентов важно соотношение цены и характеристик, а широту ассортимента могут дать только крупные мультибрендовые сети, уверены в "М.Видео-Эльдорадо". "Очень многое будет зависеть от ассортимента в магазинах Vertex, в частности партнеров, чьи устройства будут представлены в сети",— согласен вице-президент по продажам "Связного-Евросети" Давид Борзилов.

Последние годы потребители все реже посещают салоны операторской розницы, но для покупки устройств до сих пор остается важен формат магазина-шоурума, отмечает экс-гендиректор розничной сети "Ростелекома" Арвидас Алутис. "Покупатели хотят посмотреть смартфоны вживую, поэтому формат открытой выкладки в данном случае действительно играет важную роль. Он давно используется как в Западной Европе, так и в США",— указывает господин Алутис. Формат мультибрендовой розницы для низкого ценового сегмента смартфонов может быть востребован при условии, если сеть не будет превышать 200–300 магазинов и они будут расположены в торговых центрах, считает эксперт.