Новости / март 2019
Рубрики: Ритейл
Старые смартфоны попали в сети

Юлия Тишина
20.03.2019

Российские ритейлеры сообщают о кратном росте продаж смартфонов по модели trade-in, когда покупатель может обменять старое устройство на новое со скидкой. По такой системе в России продается уже около 3% от общего количества смартфонов, оценивают участники рынка, указывая на высокий потенциал услуги по аналогии с автомобильным рынком. Впрочем, отдельные эксперты не исключают стагнации рынка во втором полугодии: на руках у россиян уже слишком много новых смартфонов.

В январе—феврале 2019 года число клиентов, воспользовавшихся программой trade-in в компании "Связной—Евросеть", увеличилось на 386% к аналогичному периоду прошлого года, сообщил "Ъ" представитель ритейлера. О кратных темпах роста говорят и конкуренты. Так, в МТС по итогам тех же двух месяцев 2019 года услугой воспользовалось в шесть раз больше покупателей, чем годом ранее. В "М.Видео—Эльдорадо" в 2018 году покупатели сдали в trade-in в десять раз больше устройств, чем годом ранее. В сети "Вымпелкома" (бренд "Билайн") продажи в trade-in в 2018 году также выросли в десять раз год к году, сообщил представитель компании.

Программы trade-in первыми запустили re:Store, "М.Видео" и "Связной" еще летом 2017-го, а до конца года их запустили МТС, "МегаФон" и "Вымпелком". В "МегаФоне", по словам представителя компании, общее количество сданных в trade-in устройств достигло более 100 тыс. В салонах МТС по итогам 2018 года было выкуплено около 36 тыс. устройств. В "Связном" и "Евросети" только в январе—феврале покупатели сдали 35 тыс. смартфонов, общее число выкупленных устройств там не раскрывают. В сети re:Store на конец 2018 года доля устройств, приобретенных с помощью trade-in, составила немногим менее 10%, сообщила представитель ритейлера Людмила Семушина. В Европе с помощью trade-in покупается около 20% устройств, а в России — около 3%, отмечает она, а значит, есть "огромный потенциал для роста услуги, как это произошло на автомобильном рынке".

60% принятых от клиентов устройств приходится на смартфоны Samsung, 40% — на Apple, указывает представитель "М.Видео—Эльдорадо".

В салонах "Связного" и "Евросети" по итогам первых двух месяцев 2019 года сдавали прежде всего iPhone 5S, iPhone 6S, iPhone 7, iPhone 6, Samsung Galaxy A5, а покупали с помощью trade-in iPhone XR, Samsung Galaxy S9 и Samsung Galaxy S9+. В "МегаФоне" 95% сданных смартфонов с начала года приходятся на Apple и Samsung, а остальные 5% — на Huawei, Honor, Sony и LG.

Главным драйвером роста популярности услуги в МТС считают расширение списка принимаемых гаджетов, в том числе разбитых, в "Вымпелкоме" считают, что больше всего клиентов привлекают "акции с дополнительными скидками". Для потребителя trade-in удобнее, чем продажа старого смартфона с рук, а для ритейлеров это еще и способ повысить среднюю стоимость устройства, поясняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: "Потребитель охотнее принимает решение о покупке более дорогого девайса, если может получить на него скидку". По данным "Вымпелкома", в среднем скидка при использовании trade-in составляет 15–20 тыс.

Спрос на trade-in в январе—феврале вызван в первую очередь новогодними праздниками, после которых многие покупают смартфоны на подаренные деньги, считает глава Content Review Сергей Половников. По его мнению, спрос на услугу вырастет еще на 20–30%, пик спроса придется на середину 2019 года, после чего возможна стагнация. При этом весь рынок смартфонов в России продолжит сокращение, замеченное в начале года ("Ъ" сообщал о нем 7 марта), поскольку на руках у потребителей уже "критическая масса смартфонов, которые не устарели, соответственно, менять их в ближайшее время не будут", заключает эксперт. Эльдар Муртазин настаивает, что услуга trade-in пока все еще показывает рост с низкой базы, а значит, ее объем вырастет еще на "десятки процентов".