© ComNews
27.03.2019

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ опубликовало четыре проекта постановлений правительства по развитию "сквозных" цифровых технологий. Опубликованные НПА касаются регионов, приоритетных отраслей экономики, технологических лидеров с отечественными решениями и лидирующих исследовательских центров. Общая сумма бюджетных средств, заложенных на выполнение мероприятий, может превысить 60 млрд руб. 

Минкомсвязи разместило на сайте нормативно-правовых актов (НПА) четыре документа, касающихся развития "сквозных" технологий. К "сквозным" технологиям, согласно федеральному проекту "Цифровые технологии" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ" относится девять видов. Среди них большие данные (Big Data), нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи (в частности, 5G), технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).

Первый НПА касается финансового обеспечения реализации региональных проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий. Согласно пояснительной записке к документу, на реализацию проекта потратят из бюджета 20 млрд руб.: в 2019 г. - 5 млрд руб., в 2020 г. - 6 млрд руб., в 2021 г. - 9 млрд руб. Субсидии будет выдавать Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Минкомсвязи предлагает возложить на Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) функции оператора по реализации региональных проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий. Оператор будет заниматься поиском, экспертизой и контролем реализации таких проектов. Траты оператора не должны превышать 5% от общего объема субсидий.

Размер поддержки того или иного проекта будет определяться на конкурсном отборе оператора по согласованию с Минкомсвязи. В комиссию войдут представители министерства, центров компетенций (госкорпорации "Росатом" и "Ростех"), АНО "Аналитический центр при правительстве РФ" и других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Второй НПА затрагивает технологические решения по "сквозным" технологиям из приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Сюда относятся проекты здравоохранения, образования, промышленности, сельского хозяйства, строительства, городского хозяйства, транспортной и энергетической инфраструктуры и финансовых услуг. На реализацию этого направления предусмотрено выделение бюджетного финансирования в размере 20,4 млрд руб. Из них на 2019 г. - 5 млрд руб., на 2020 г. - 6 млрд руб., на 2021 г. - 9,4 млрд руб. Субсидии будет выдавать Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Согласно проекту постановления правительства, Минкомсвязи выступает за наделение Фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий функциями оператора программы. Оператор будет искать, проводить экспертизу, отбирать, финансировать, сопровождать и контролировать реализацию пилотных проектов по внедрению технологических решений в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы в привязке к приоритетам, технологиям и субтехнологиям, определенным дорожными картами по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий.

Государство рассчитывает поддерживать и российские высокотехнологичные компании, реализующие проекты по разработке и обеспечению внедрения продуктов, сервисов и платформенных решений на базе "сквозных" цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок. В пояснительной записке к третьему НПА авторы НПА предлагают задействовать не прямое бюджетное финансирование, а косвенные меры экономического стимулирования коммерческих организаций. В частности, гарантии по обязательствам перед третьими лицами, а также приобретение опционов на последующее участие в уставном капитале.  

Согласно паспорту направления "Цифровые технологии", размещенному на сайте АНО "Цифровая экономика", на поддержку российских лидеров "сквозных" цифровых технологий предусмотрено 25 млрд руб. (11 млрд руб. - из бюджета и 14 млрд руб. - из внебюджетных источников). Из них на 2019 г. - 6 млрд руб. (по 3 млрд руб. из бюджета и внебюджетных источников), на 2020 г. - 5,5 млрд руб. (2,5 млрд руб. - из бюджета и 3 млрд руб. - из внебюджетных источников) и на 2021 г. - 13,5 млрд руб. (5,5 млрд руб. из бюджета и 8 млрд руб. из внебюджетных источников). Отбирать проекты будет конкурсная комиссия, формируемая Минкомсвязи с учетом заключений экспертного совета, состоящего в том числе из представителей бизнес-сообщества и науки. Из проекта постановления правительства следует, что Минкомсвязи видит АО "Российская венчурная компания" (РВК) в качестве оператора государственной поддержки российских высокотехнологичных компаний.

Четвертый опубликованный нормативно-правовой акт предусматривает господдержку деятельности лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ), разрабатывающих дорожные карты по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий. Речь идет об исследовательских центрах консорциумов российских организаций. Согласно паспорту федерального проекта "Цифровые технологии", на деятельность ЛИЦ предусмотрено 10,9 млрд руб. бюджетных средств. Из них на 2019 г. - 2,1 млрд руб., на 2020 г. - 2,8 млрд руб. и на 2021 г. - почти 6 млрд руб.

Претендовать на получение государственной поддержки в виде грантов смогут российские организации, которые разработали программу деятельности лидирующего исследовательского центра, имеют специально созданное структурное подразделение для ее реализации, а также заключили договоры о партнерстве на основе консорциума с организациями, осуществляющими экономическую деятельность, в том числе в реальном секторе экономике.

При этом суть инициативы не только в финансировании исследований и разработок российских организаций, а в системе комплексного стимулирования рынков. Например, поддержка "рынка знаний и технологий" стимулирует рынок цифровых продуктов и услуг, что в свою очередь обеспечивает цифровизацию отраслей экономики и социальной сферы и, как следствие, создает условия для повышения качества товаров, работ, услуг и благополучия населения. Минкомсвязи предлагает возложить на РВК функции оператора поддержки таких программ. Таким образом, бюджетные ассигнования на указанные мероприятия превысят 62,3 млрд руб.

Как полагает к.ю.н., учредитель АНО "ПравоРоботов", создатель Legal Crypto Rating Никита Куликов, форма поддержки в виде субсидий и иных финансовых послаблений (в частности налоговые льготы) является традиционной для российского сегмента высоких технологий. "С одной стороны, это несомненно создает необходимое подспорье для компаний, благодаря чему они снижают затраты на разработки своих продуктов, - рассуждает эксперт. - С другой стороны, конкуренция достигается не только ценой, которая является всего лишь одним из факторов, но и потребностью в товаре среди потребителей, его качеством и уровнем решаемых им проблем".

Никита Куликов задается вопросом, если субсидии со временем будут отменены, будет ли продукт востребован в случае увеличения его стоимости? "В то же время здоровая конкуренция за потребителя может сделать гораздо больше для поддержки высокотехнологичного бизнеса. И именно поэтому субсидии имеют вполне конкретный негативный акцент и могут выступать своеобразной ловушкой для новых продуктов", - сказал он.