Наталья Скорлыгина
Юлия Тишина
Денис Скоробогатько
10.04.2019

Подконтрольный ОАО РЖД оператор связи "Транстелеком" (ТТК) может выйти из капитала футбольного клуба "Локомотив", продав его другой структуре материнской компании. Обслуживание кредитов, взятых на приобретение клуба еще в 2008 году, мешает ТТК заниматься основным бизнесом, следует из документов оператора. В ходе сделки клуб, победивший в последнем чемпионате России по футболу, оценивают примерно в 3,7 млрд руб.

ОАО РЖД предлагает рассмотреть на заседании совета директоров вопрос о выходе подконтрольного ему ТТК из капитала АО ФК "Локомотив", следует из письма (есть у "Ъ") гендиректора РЖД Олега Белозерова председателю совета директоров госмонополии вице-премьеру Максиму Акимову. Из проекта решения и пояснительной записки к письму следует, что ТТК продаст 90,91% акций "Локомотива" другой структуре РЖД — АО "КРП-инвест" за 3,395 млрд руб. Таким образом, весь клуб оценен примерно в 3,7 млрд руб., или $57 млн. Для оплаты сделки "КРП-инвест" привлечет беспроцентный заем у еще одной структуры РЖД — АО ОТЛК.

В РЖД не комментируют ситуацию, но источник, близкий к совету директоров компании, подтвердил подлинность и актуальность документов. Пока вопрос на совет директоров не выносился, говорит он. В ВТБ, которому принадлежат около 9,09% "Локомотива", отказались от комментариев, так же поступили представитель ТТК и гендиректор "Локомотива" Василий Кикнадзе.

Контроль над ФК "Локомотив" перешел от РЖД к ТТК в декабре 2008 года. Оператор тогда приобрел допэмиссию акций ФК за 3 млрд руб. На это ТТК привлек кредиты, на обслуживание которых теперь тратит значительные средства, следует из документов: за 2008–2018 годы общая стоимость их обслуживания превысила 3,8 млрд руб., а общая стоимость владения клубом — 6 млрд руб.

Сейчас доля кредитного портфеля ТТК, приходящаяся на инвестиции в "Локомотив", составляет 19%, а ежегодная стоимость обслуживания кредитов — 285 млн руб.

Продажа "Локомотива" позволит ТТК увеличить дивиденды, снизить долг и процентные расходы ориентировочно на 330 млн руб. в год, что поможет выполнению стратегических планов, бюджета и инвестпрограммы оператора, которое сейчас затруднено, следует из документов РЖД. Это не первая попытка ТТК выйти из непрофильного актива: еще в августе 2012 года о том, что компания в течение года планирует продать пакет акций "Локомотива", заявлял ее тогдашний президент Артем Кудрявцев. На тот момент ТТК оценивал свою долю в 2,25 млрд руб.

Выход из актива позволит ТТК сосредоточиться на своей основной деятельности, согласен гендиректор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов. Компания оказывает услуги в межоператорском сегменте, а также на рынке фиксированного доступа в интернет, где в условиях общей стагнации ей по итогам 2018 года удалось вырасти на 8,4%, отмечает аналитик. По объему абонентской базы ТТК занимает пятое место после "Ростелекома", "ЭР-телекома", МТС и "Вымпелкома".

Из данных РЖД следует, что по итогам 2018 года выручка ФК "Локомотив" составила 5,2 млрд руб., а чистый убыток — 136,3 млн руб. Чистые активы клуба составили 1,6 млрд руб. Выручка "Локомотива" в подавляющей степени сформирована контрактами с самими РЖД и ТТК, которые таким образом фактически дотируют футбольный клуб, отмечает основатель Sports.ru Дмитрий Навоша. "Актив коммерчески убыточен, он имеет гудвилл в виде бренда, но в целом он слабее, чем, например, бренд "Спартака"",— считает он. 4 апреля в интервью "Спорт-экспрессу" член совета директоров "Спартака" Андрей Федун оценил стоимость клуба с учетом стадиона в размере не менее €1 млрд. По мнению Дмитрия Навоши, более справедливой кажется сумма в диапазоне $200–300 млн, при этом "Локомотив" может стоить "максимум треть" от этой суммы. Подобные сделки с участием клубов Российской футбольной лиги не редкость, но они, как правило, не носят коммерческий характер, а решают задачи по организации управления активами, заключает господин Навоша.

По данным КПМГ, у российских футбольных клубов в целом основным является доход от генерального спонсора, тогда как выручка от продажи билетов редко превышает 5%. В России расходы на содержание клубов значительно превышают их коммерческие доходы, констатирует заместитель директора отдела управленческого консультирования КПМГ в России и СНГ Ольга Ошарова: "Поэтому для компаний-собственников, для которых футбольные клубы являются непрофильными активами, эти инвестиции становятся скорее имиджевыми".