© ComNews
22.04.2019

Межведомственная рабочая группа (МРГ) по разработке и реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) одобрила поддержку проекта рынка НТИ "Маринет" по созданию платформы для виртуального моделирования безэкипажного судовождения. Данная платформа позволит существенно удешевить безопасную разработку, тестирование, сертификацию и обеспечение нормативным регулированием безэкипажных судов и их подсистем, а также обучение персонала и облегчить кооперацию различных участников судоходной отрасли. Реализовываться проект создания платформы для виртуального моделирования будет при финансовой поддержке НТИ.

Как рассказали в пресс-службе РВК, проект выполняется компанией "Кронштадт Технологии" совместно с Крыловским государственным научным центром и научно-производственным предприятием "Авиационная и морская электроника" (НПП "АМЭ"). Проект планируется реализовать до 2021 г., причем его промежуточные результаты предполагается начать использовать даже раньше - для работ по моделированию безэкипажного судовождения, которые ведутся в России. Объем финансирования проекта составляет около 430 млн руб., 60% из них - средства государственной поддержки (263 млн руб. со стороны НТИ), 40% - внебюджетные средства исполнителя проекта, компании "Кронштадт Технологии".

Цель проекта, как указали в пресс-службе РВК, - создание открытой для сторонних разработчиков платформы моделирования безэкипажного судовождения (БЭС) - моделирования тысяч ситуаций и вариантов действий в условиях автоматического и дистанционного управления судном. Сделать это будет можно, как указали в компании, безопасно и экономически эффективно. "Платформа позволит в режиме виртуальной реальности создавать и анализировать различные условия автоматического управления судами", - отметили в РВК.

Использоваться платформа будет различными потребителями - разработчиками БЭС, судоходными компаниями, классификационными обществами, учебными центрами. При этом, как отметил генеральный директор отраслевого центра Маринет Александр Пинский, платформу предполагается использовать для отработки сценариев и моделей в большом проекте БЭС - проекте создания и апробирования технологий автоматического и дистанционного судовождения), начатом в России. "Проект БЭС станет первым потребителем платформы: с одной стороны, первым используя ее возможности, а с другой - помогая сделать ее максимально ориентированной на реальные потребности будущих потребителей", - указал Александр Пинский.

Он также добавил, что проект БЭС сейчас находится на стадии проектирования отдельных систем с привязкой к конкретным судам, на которых будет происходить их отработка и опытная эксплуатация. "В ближайшие месяцы мы приступим к оснащению этих судов дополнительным оборудованием, после чего начнем первый этап "обучения" систем на основе данных реальной эксплуатации судов", - сообщил Александр Пинский.

На подобные платформы моделирования проекта в настоящее время спроса со стороны судоходных компаний, по его словам, нет. "Поскольку технологии безэкипажного судовождения еще не отработаны и не узаконены регуляторами отрасли. Как только это произойдет, платформа станет одним из крайне востребованных инструментов для тестирования, сертификации и развития таких систем, а также для обучения персонала работе с ними. Наша цель - опередить рынок и помочь сформироваться спросу так, чтобы занять на рынке лидирующие позиции", - пояснил Александр Пинский.

Отметим, что технологии БЭС, как рассказали в пресс-службе РВК, являются сегодня наиболее актуальным трендом в развитии мировой и российской отрасли - как для гражданского флота, так и для ВМФ. "Суда с высокой степенью автоматизации позволят сократить численность экипажа на борту, затраты на который сейчас в среднем составляют 30-40% от ежедневных операционных расходов судна - это один из ключевых резервов сокращения издержек судоходных компаний. Одновременно технологии БЭС позволят снизить влияние человеческого фактора, который является главным источником не только инцидентов в сфере безопасности судоходства, но и экономических потерь, связанных с неэффективным управлением судном", - проинформировал Александр Пинский.

Безэкипажные катера и автономные подводные аппараты в России и в мире, как добавили в пресс-службе РВК, применяются для решения ряда специальных задач. Однако стоимость неверных решений при увеличении степени автоматизации судовождения может быть чрезвычайно высока. Проведение исследований в этой области методом "проб и ошибок" на реальных судах крайне опасно, дорого и требует длительного времени из-за редкости экстремальных ситуаций - тумана, шторма, отказа оборудования и др.

Вместе с тем, относительно того, насколько развиты сегодня технологии БЭС в России, Александр Пинский сказал следующее: "Наши компании традиционно сильны в области информационных технологий и робототехники, морская отрасль - не исключение. Сейчас в области технологий БЭС мы находимся на том же уровне, что и несколько других мировых лидеров в этой области: технологии отработаны и применяются для катеров и беспилотников, следующим должен стать шаг на качественно новый уровень - к массовому оснащению судов коммерческого флота технологиями безэкипажного судовождения. Кто сделает этот, без преувеличения, революционный шаг - за это и идет сейчас соревнование в мире. Поэтому развиваться эти технологии будут активно и у нас, и за рубежом. И обозначать барьеры сейчас уже не особенно важно: они уже трансформировались из теоретических барьеров в прикладные задачи, которые мы решаем и решим в рамках реализуемых проектов".  

Напомним, что пилотный проект по безэкипажному судовождению предусматривает разработку и апробацию технологий автоматического судовождения и дистанционного управления судами. Проект реализуется при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ в рамках Национальной технологической инициативы. Его курирует отраслевой центр "Маринет". В марте этого года к проекту присоединился российский оператор спутниковой группировки "Космическая связь" (ГП КС). В его планах - предоставлять в рамках проекта услуги связи на подвижных платформах по технологии морского VSAT. Также проект реализуется силами "Совкомфлота", "Росморпорта", "Пола Райз", "Кронштадт Технологий", НПП АМЭ и Российского регистра морского судоходства. Он находится на стадии проектирования и согласования дополнительного оборудования, которое будет установлено на три судна для дальнейшей отработки и опытной эксплуатации решений по автоматическому и дистанционному управлению судном.