© ComNews
26.04.2019

Российский рынок спутникового ШПД (VSAT) замкнулся на государстве. Причины, почему всем VSAT-операторам пока не нашлось на нем места, ведущие операторы спутниковой связи обсудили на 22-м ежегодном спутниковом технологическом семинаре Hughes Network Systems.

Акционер ГК AltegroSky Сергей Пехтерев считает, что российский рынок спутникового ШПД не спасают многочисленные государственные инициативы отраслевой цифровой трансформации. Если посмотреть тенденцию телекома, еще пять-шесть лет назад были "большие битвы", в которых участвовала и AltegroSky, и другие VSAT-провайдеры. "Потом аккуратно Минкомсвязи сказало: "Ребята, ну что это за борьба? Распыление государственных средств. Значит, если мы назначим одного правильного оператора, то он всем пообещает, что каждый год будет снижать цены на 10%, освобождать инфраструктуру". - И, мягко говоря, освободило от "бремени" работать на госзаказ коммерческих операторов", - сказал Сергей Пехтерев.

Представитель AltegroSky уверен, что у власти есть мобилизационная политика. Она заключается в том, что государству проще работать с небольшим количеством огромных компаний, которым можно ставить такие задачи, как крымский мост, ЕГЭ и видеонаблюдение на выборах. "Такие задачи проще адресовать "Ростелекому", чем работать с частными операторами, которые начинают рассказывать про маржу, рентабельность и прочее. И это общая тенденция", - рассуждает Сергей Пехтерев.

По его мнению, это основная причина, почему российский рынок спутникового ШПД не может стать массовым. Операторов не спасает даже аренда оборудования. "Мы и даем в аренду, и субсидируем. Я сам надеялся, что аренда станет спасением, но так не случилось. То ли менталитет, то ли все-таки условия. Каким образом забирать оборудование из Якутии или с севера Камчатки, если не платят? Да проще списать!" - сетует Сергей Пехтерев.  

Он предположил, что эта схема могла бы сработать, если ее поддержать "массовой рекламной бомбардировкой" и небольшим отрядом коллекторов. Но на это, иронизирует эксперт, благодаря бюджету также мог бы замахнуться только "Ростелеком".

Ведущий специалист отдела внедрения инновационных проектов ФГУП "Космическая Связь" (ГПКС) Игорь Хорин согласен, что на массовость реклама влияет. "И не такая, где мужик с пивом сидит и слушает радио фоном. А адресная реклама, как у "Ростелекома". Где компания везет оборудование потенциальному клиенту, показывает. Он его своими руками трогает, нажимает, убеждается, что все работает. Вот этот подход наиболее действенный. Надо действовать именно так, чтобы продвигать рынок спутникового ШПД", - поделился мнением Игорь Хорин. При этом, считает он, "всем россиянам давать потрогать спутниковую тарелку ни к чему". Для центральной части России это неактуально: для нее хватит беспроводного интернета.

Председатель совета директоров ГК "Искра" Андрей Ромулов полагает, что через некоторое время 100 млн россиян будут жить вокруг Москвы, и спутниковая связь им будет не нужна. "Востребованность связи, конечно, возрастет, так как многие будут работать на удаленке. Но технологии будут другие. И, безусловно, беспроводные. Скорее всего, мы к этому придем", - ожидает Андрей Ромулов.

Директор по развитию и управлению проектами АО "РТКомм.РУ" (спутниковая "дочка" ПАО "Ростелеком") Александр Семенов сообщил: "РТКОММ с момента вывода на рынок торговой марки SenSat (для скоростного спутникового интернета для дома и офиса) активно продвигает эту услугу. Помимо традиционных рекламных и маркетинговых каналов коммуникации, мы используем и такой формат, как road show, объявляя на встречах с региональными журналистами и лидерами мнений о старте продаж и подключения SenSat в разных городах. За два года мы посетили 35 субъектов РФ, встретились более чем с 500 представителями СМИ, получили более 1000 публикаций, совокупный охват аудитории составил более 5 млн человек. На встречах с нами присутствуют руководители органов исполнительной власти, отвечающие за информатизацию и связь в регионах, они поддерживают наши активности, приветствуют появление в их регионах новых возможностей повышения качества жизни населения в труднодоступных и на удаленных территориях. Таким образом РТКОММ вносит значительный вклад в развитие и популяризацию услуги широкополосного доступа в интернет в спутниковом Ка-диапазоне. Мы считаем, что самые эффективные коммуникации с целевой аудиторией - это идти к ней навстречу. Поэтому продолжим активно развивать это направление деятельности, рассказывая про услуги спутникового ШПД в самых разных уголках страны".

По словам Сергея Пехтерева, рынок VSAT станет массовым, когда государство даст денег всем: и малому, и среднему бизнесу, и другим операторам.

"Сейчас будущее нашего спутникового рынка сконцентрировано вокруг "Ростелекома", с чем мы его и поздравляем. Поэтому у нас рост рынка за последние пять лет, в лучшем случае, 20%, а рост собираемости налогов, по-моему, чуть ли не 120%. Для "Ростелекома" все будет лучезарно. Для тех, кто работает с B2B, будет все жестче и жестче. Развитие в этом сегменте пойдет только за счет сокращения количества игроков. А в B2C все зависит от доходов населения. Тут нам может помочь Росстат. У него с каждым годом все лучше и лучше. Но на рынок VSAT это не действует", - резюмировал Сергей Пехтерев.