© ComNews
20.05.2019

ПАО "МегаФон" представило цифрового помощника для юристов Nlogic. Решение позволяет конструировать договоры и автоматически составлять отзывы на потребительские иски. Помощник умеет распознавать счета и акты, а также живую речь и тексты в любом формате и может использовать данные для создания юридических документов.

В основе Nlogic - сочетание нейронного и алгоритмического подходов. Как сообщает пресс-служба "МегаФона", система распознавания текста со сканов обеспечивает точность более 90% при средней скорости до 6 секунд на страницу.   

"В прошлом году "МегаФон" тестировал гипотезу: можно научить нейронные сети распознавать правовые задачи. Предположение оказалось верным. Далее мы весь год работали над тем, чтобы создать на основе полученных данных систему, которую можно использовать как внутри компании, так и предлагать нашим бизнес-клиентам", - говорит член совета директоров ПАО "МегаФон" Анна Серебряникова.  

Решение специалисты оператора внедряли совместно с сотрудниками компании Nlogic. Стоимость разработки стороны не раскрывают.

Цифрового помощника оператора может приобрести практически любая компания. "Наше решение можно использовать в любом бизнесе. Однако мы для себя пока поставили ограничение: применять решение будем в массовых рутинных процессах, где требуется обработка более чем 1000 документов. По нашим подсчетам, именно в этом случае применение цифрового помощника максимально эффективно", - сказал директор по правовым вопросам "МегаФона" Сергей Переверзев.

Как полагает генеральный директор "Онлайн Патент" Алина Акиншина, операторы связи сейчас расширяют портфель сервисов, чтобы отстраиваться от конкурентов. "Для провайдера уровня "МегаФона" новый сервис может быть важен с точки зрения сегментации клиентов и формирования для каждого сегмента отдельного сервисного предложения. Разумеется, положительный опыт использования цифрового помощника будет способствовать более широкому распространению RPA для автоматизации. Вероятно, среди действующих клиентов окажутся заказчики, для которых автоматизация рутинных юридических операций и процессов будет представлять существенную ценность", - предполагает Алина Акиншина.

Пресс-секретарь Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") Дарья Колесникова сообщила в разговоре с ComNews, что оператор ранее уже пилотировал несколько технических платформ для роботизации документооборота в компании с использованием элементов машинного обучения. "Цифровой помощник Tele2 анализирует повторяющиеся процессы, обучается и снимает со специалистов рутинные задачи. Позволяет им сфокусироваться на более сложной работе. Мы готовимся к промышленному запуску своего решения", - заявила Дарья Колесникова.

Основатель системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности IREG Галина Добрякова, отвечая вопросы ComNews, сослалась на данные опроса Eversheds 2017 г. "Он продемонстрировал, что большинство юристов-инхаусов видят технологии как эффективный метод хранения и обработки данных - этот пункт указали 87% респондентов. Еще 61% опрошенных считают, что технологические решения помогают автоматизировать рутинную работу, а 60% соглашаются, что технологические решения помогают управлять потоком работы и улучшают организацию труда", - ответила Галина Добрякова.

По ее наблюдениям, все это говорит о том, что основные потребители решений в сфере Legal Tech - юристы, и, вопреки ожиданиям футурологов, это влечет за собой не сокращение присутствия в профессии, а расширение ее возможностей и охвата рынка. "Практика показывает, что наиболее востребованы решения такого рода в высоконагруженных конкурентных отраслях, таких как торговля, банковский сектор, обеспечение работы HR, а также те отрасли, где высока операционная нагрузка на юридический департамент в связи с большим потоком стандартных дел", - рассказала Галина Добрякова.

Директор центра компетенций больших данных компании "Техносерв" Георгий Шатиров напоминает, что Legal Tech - это не только распознавание текста и речи. "Это и автоматизация процессов ведения судебных дел, и система автозаполнения договоров и исков, и выявление проблемных положений, и оценка перспективности судебных решений на базе анализа предыдущих, и автоматизация защиты прав на IP (интеллектуальную собственность), и автоматизация in-house-процессов", - перечисляет специалист.  

По его мнению, все эти сервисы активно используются компаниями уже много лет, и это направление будет только расти. "Направление существует с конца 2000-х гг. Тогда появились первые стартапы Rocket Lawyer и LegalZoom, предоставляющие услуги создания динамических документов, умных контрактов и правовых консультаций", - рассказывает Георгий Шатиров.

Он считает, что сильно подтолкнул развитие индустрии всплеск интереса к технологиям распределенных реестров (blockchain). Они позволяют обеспечивать максимальную защиту и целостность передаваемой информации и юридически подкреплять этот процесс.

"Сегодня имеет смысл говорить о развитии применения машинного обучения в индустрии. Оно способно дать новые возможности и создать предпосылки к появлению новых типов юридических сервисов", - сказал Георгий Шатиров.

Эксперт выделяет два направления, которые сейчас развиваются наиболее активно: автоматизированная защита прав на IP в цифровых средах компаний и системы-помощники в процедурах выселения неплатящих жильцов сдаваемых в аренду квартир.

Генеральный директор компании "Ланит - BPM" (входит в группу "Ланит") Игорь Потоцкий рассказывает, что в юридической сфере сейчас остро обсуждается проблема правосубъектности самообучающихся роботов. Благодаря быстрому росту отрасли legal tech возникает много как социально-экономических, так и юридических проблем.

"Российское законодательство достаточно запутанно, поэтому сегодня цифровой помощник можно применять для работы с типовыми документами. Но до сих пор нет ясности, кто несет ответственность за некорректный юридический ответ, данный электронным помощником", - вопрошает Игорь Потоцкий