© ComNews
27.05.2019

В развитие робототехники и сенсорики в России будет вложено 124 млрд руб. до 2024 г. Такой объем инвестиций в данную область предполагает дорожная карта, презентованная на конференции "Цифровая индустрия промышленной России" (ЦИПР-2019). Разработчиком дорожной карты выступает Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета "Иннополис".

Корреспонденту ComNews генеральный директор ООО "Аврора роботикс" Виталий Савельев заявил, что дорожная карта по направлению развития компонентов робототехники и сенсорики, презентованная на ЦИПР-2019, будет еще дорабатываться на основе предложений представителей отрасли, которые участники рынка могут внести до ее утверждения. Вместе с тем, по словам руководителя АНО "Робоправо" Андрея Незнамова, разработанная дорожная карта обсуждалась с ключевыми игроками рынка и должна быть утверждена в самое ближайшее время.   

Как указали в пресс-службе Университета "Иннополис", в составлении дорожной карты участвовали члены консорциума Центра технологий компонентов робототехники и мехатроники - специалисты из Сколковского институти науки и технологий (Сколтеха), МГУ им. Ломоносова, ИТМО, УдГУ, ИжГТУ, Назарбаев Университета, KoreaTech (Korea University of Technology and Education), МФТИ, МИЭТ, ВолгГТУ, ДВФУ, ЮУрГУ, АО НПО "Андроидная техника", KUKA AG, FANUC, ООО "ВР-мастер", АНО "Робоправо", ОАО "НИИА", УРТЦ "Альфа-интех", ПАО "КамАЗ", Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ПАО "Газпромнефти", Дирекции инновационного развития ООО "ИТСК", ООО "Промобот".

Согласно разработанной дорожной карте, деятельность в области развития робототехники будет осуществляться по таким направлениям, как развитие отечественной компонентной базы сенсоров, приводов, электронных блоков и робототехнических комплексов в целом; создание и развитие специализированного программного обеспечения (ПО), платформ и цифровых двойников для сенсоров, робототехнических комплексов и систем; развитие вспомогательных и смежных технологий, нацеленных на повышение эффективности робототехнических комплексов и расширение спектра применения; развитие интеллектуальных систем управления робототехническими системами по отдельности, в группе и для работы с человеком; развитие рынка применения робототехнических и сенсорных средств; создание специализированных комплексов и измерительных средств для задач народного хозяйства.

Приоритетными задачами работы, направленной на развитие робототехники, в соответствии с документом, являются: сокращение оттока специалистов за рубеж; формирование отечественного рынка робототехники и сенсорики и преодоление социальных и нормативно-правовых барьеров, мешающих внедрять разработки и захватить технологическое лидерство в области робототехники и сенсорики.

Областями внедрения робототехнических решений, согласно дорожной карте, будут обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, здравоохранение и социальные услуги. В качестве эффектов, которые может принести внедрение робототехнических решений, в документе указывается снижение уровня участия человека в рутинных и опасных производственных и бизнес-процессах, повышение производительности и скорости процессов с сохранением качества, повышение урожайности, уменьшение временных и денежных затрат на логистику, повышение точности исполнения медицинских процессов и диагностирования заболеваний, сокращение производственных издержек.

Помимо того, в дорожной карте сквозная цифровая технология "компоненты робототехники и сенсорика" разделяется на субтехнологии, у каждой из которых указано текущее состояние, поставлены цели и сроки их достижения. При этом документ предполагает ряд мероприятий, направленных на выполнение этих целей, общий объем финансирования которых составляет 124 млрд руб. Период реализации данных мероприятий – 2019-2024 гг. Их перечень составляют такие мероприятия, как разработка решений и внедрение их в отрасли  с объемом финансирования 30 млрд руб.; осуществление сетевой магистерской программы по робототехнике и сенсорике (3 млрд руб.); поддержка существующих мер НПА (1 млрд руб.); создание ЛИЦ (2,5 млрд руб.); разработка новых инициатив НПА (3 млрд руб.); поддержка компаний-лидеров (3 млрд руб.); проведение индустриальных и академических обменов (1,5 млрд. руб.); разработка мер поддержки отрасли (0,5 млрд руб.); кооперация науки и бизнеса, в том числе метапроекты (56 млрд руб.); подготовка специалистов для новых технологий (1,2 млрд руб.); реализация мер поддержки отрасли (12 млрд руб.); реализация международных проектов (3,1 млрд руб.); проведение профессиональной переподготовки (0,65 млрд руб.); популяризация робототехники (0,45 млрд руб.); проведение контрактной аспирантуры (3,6 млрд руб.); поддержка стартапов, нацеленных на развитие сквозной технологии "Робототехника и Сенсорика" (2 млрд руб.).      

В документе также приводятся данные по состоянию рынка робототехники в России в сравнении с рынками робототехики зарубежных стран. "Рынок робототехники в России уступает рынкам Китая, Кореи, Японии и США, где до 10 % прироста ВВП обеспечивается робототехническим направлением", - указывается в дорожной карте. Однако, несмотря на низкий уровень развития рынка робототехники в России, отмечаемый в документе, в нем заявляется следующее: "Учитывая текущее состояние робототехники в России, развитие технологий робототехники и сенсорики на горизонте 5 лет может вносить до 20 % вклада в прирост ВВП".

В беседе с корреспондентом ComNews о разработанной дорожной карте по направлению развития компонентов робототехники и сенсорики Андрей Незнамов отметил, что ее можно было бы сделать лучше, но только в случае более свободного формата и большего количества времени, отведенного на ее разработку. "Скажу откровенно, карта писалась в очень сжатые сроки", - поделился Андрей Незнамов.  При этом он добавил, что для тех сроков, в которые карта разработана, она получилась неплохой. "Дорожная карта должна быть практичным документом, а также таким, чтоб его можно было исполнить. Разработанная дорожная карта обладает достаточной практичностью – в ней содержатся цифры, сроки, мероприятия и KPI. Можно ли улучшить эти составляющие карты? Наверное, можно, сделав их более точными, лучшими и корректными. Что касается возможности исполнения дорожной карты, то исполнить ее реально", - уточнил Андрей Незнамов.

В беседе с корреспондентом ComNews исполнительный директор НАУРР Алиса Конюховская заявила следующее: "Робототехника - комплексное и сложное направление. Подготовка в столь сжатые сроки дорожной карты по развитию компонентов робототехники и сенсорики - большой вызов для Иннополиса. По моему мнению, документ требует более широкого обсуждения в сообществе. Поспешность в подготовке и принятии документа может только навредить".

Алиса Конюховская также обратила внимание на следующий факт: "В 2019 г. мы наблюдаем обостренное внимание к робототехнике со стороны государства. Одновременно в рамках "Цифровой экономики" были предложены разработка дорожной карты, стратегии развития отрасли, закона. С одной стороны, ясно, что дальше уже медлить нельзя, нужно что-то делать. Но с другой - планы по разработке данных документов не были согласованы между собой, что приводит к рассогласованности на уровне исполнителей. Синхронизация действий займет еще некоторое время, но думаю, что 2019 г. станет ключевым для развития в России робототехнический отрасли".

Беседуя с корреспондентом ComNews Виталий Савельев отметил, что прямого вклада в развитие дорожной карты "Аврора роботикс" внести пока не удалось, так как лишь месяц назад стал известен список компаний, под чьей эгидой в ближайшие 5 лет будут разработаны дорожные карты по разнообразным сквозным технологиям. "Формирование дорожной карты по направлению "Компоненты робототехники и сенсорика" находится, как мы знаем, в руках Университета Иннополис. Мы планируем подключиться к разработке данной дорожной карты и внести свои предложения по совершенствованию. Нам, как производителям, с большим опытом работы в области робототехники хорошо известны все слабые стороны, на которых следует сконцентрировать максимум внимания", - указал Виталий Савельев.

Относительно оценки разработанной дорожной карты он сказал следующее: "Об этом сложно говорить, ввиду того, что проект еще не был утвержден официально". О сроках и объёмах финансирования содержащихся в карте разных групп мероприятий по достижению целевого состояния отдельных субтехнологий он заметил: "Ответ на данный вопрос также будет весьма субъективен. Мы не экономисты, чтобы давать оценку выделенному финансированию. Наличие даже минимального финансирования уже будет положительно сказываться на развитии данного направления".

О том, каким направлениям развития робототехники и сенсорики сможет в первую очередь помочь разработанная дорожная карта, Виталий Савельев сказал: "Это три направления. Первое – промышленное использование робототехники. Этому направлению дорожная карта должна уделить особое внимание, так как его развитие привело бы к колоссальному увеличению эффективности работы предприятий. Автоматизация технологических процессов и отстранение людей от рутинной работы положительно сказались бы на экономических показателях предприятий. Второе направление - сервисная робототехника. Быстрый рост рынка сервисной робототехники за рубежом заставляет придерживаться заданной планки и не отставать от иностранных разработок. Данная сфера заслуживает особого внимания со стороны разработчиков дорожной карты. Третье направление - сфера услуг. Данная сфера нуждается и готова к разнообразным нововведениям, включая внедрение инновационных решений. Мы надеемся, что дорожная карта не оставит ее без должного внимания. Исходя из нашего опыта внедрения робототехники в сферу досуга и услуг (беспилотных грузопассажирских логистических перевозок, беспилотных вендинговых платформ, комплекса беспилотных прогулочных лодок, используемых в туристических зонах), хотелось бы отметить, что инновационные решения в сфере услуг не только привлекают пользователей, но и позволяют сократить издержки. Отмечу, что особую потребность в дорожной карте на сегодняшний испытывает беспилотный транспорт, пригодный для использования на дорогах общего пользования. Мы надеемся, что дорожная карта сможет уделить внимание законодательным барьерам, вопросам безопасности, опытного внедрения и т.д. Однако мы понимаем, что данный вопрос является комплексным и находится под ведомством в том числе дорожной карты "Автонет".

В качестве аспектов развития робототехники и сенсорики, на которые в дорожной карте должно быть обращено особое внимание, Виталий Савельев обозначил такие аспекты, как безопасность использования и внедрения робототехники; уровень доверия к робототехнической продукции; обеспечение ее производства финансированием, а также кадровыми резервами.

Системный аналитик управления системных решений ГК "Техносерв" Александр Голышко, в разговоре с корреспондентом ComNews о разработанной дорожной карте, сказал следующее: "Мы оцениваем инициативу по разработке дорожной карты положительно. Сильные стороны дорожной карты заключаются в комплексном системном подходе к формированию новой отрасли в отечественном хайтеке, планируется разрабатывать и производить все компоненты робототехники и сенсорики. Узким местом потенциально может стать реализация: нужны компетенции, элементная база, доведение технологий до обеспечения высокого качества и надежности изделий. Сроки предусмотрены сжатые, но мы предполагаем, что разработки будут вестись не с нуля, потому что есть, например, задел по субтехнологиям и школа специалистов. Еще одним узким местом может стать достижение целевого состояния. Основой работы должны стать высококачественные изделия робототехники, которые понравятся широкому кругу потребителей. Однако в хайтеке изделия по умолчанию требуют определенной доработки, времени и, скорее всего, дополнительных инвестиций".

По словам Александра Голышко, целевое использование вложений - важный элемент реализации всех поставленных в дорожной карте задач. "Для ответственных за реализацию программы основным показателем является количество отечественных роботов в 2024 и последующие годы, поэтому отдельное внимание надо будет уделять запуску в производство полностью доработанных (по функционалу, качеству, надежности и пр.) изделий, а также пресечению возможности представления импортного оборудования под видом отечественных изделий. Упор должен быть сделан не просто на создание роботов, а на конкурентоспособные изделия, в том числе превосходящие зарубежные аналоги. Достижение цели потребует серьезных усилий и конкретизации в части технологических этапов", - уточнил Александр Голышко.

Относительно того, каким направлениям развития робототехники и сенсорики в первую очередь сможет помочь разработанная дорожная карта, он заявил: "При грамотной реализации заложенного в дорожной карте – всем, подход продемонстрирован комплексный". При этом, по мнению Александра Голышко, в первую очередь в дорожной карте внимание должно быть направлено на "первокирпичики" всей отрасли - приводы, сенсоры, системы управления. "Именно они определяют качество, надежность и функциональные возможности изделий", - отметил Александр Голышко.

Руководитель департамента развития отраслевой экспертизы ГК Softline Светлана Савельева, беседуя с корреспондентом ComNews о разработанной дорожной карте, заметила следующее: "Компания Softline непосредственно в разработке данной дорожной карты не участвовала, но мы с большим интересом наблюдаем за ходом разработки дорожных карт по сквозным цифровым технологиям, включая направление "компоненты робототехники и сенсорики". Более того, в портфель решений нашей компании входят партнерские решения на основе технологий машинного зрения, цифровых двойников и другие".

При этом Светлана Савельева указала на ряд условий, в которых сегодня развивается робототехника: "На наш взгляд, на развитие рынка существенное влияние окажут технологии связи 5G, обеспечивающие скорость передачи данных от 1 Гбит/сек. Это связано с необходимостью передачи объемных, в том числе мультимедийных, данных в режиме реального времени в таких прикладных областях, как умный город, безопасный город, автономный транспорт, "фабрика будущего", удаленное управление роботами и дронами и др. Также в настоящее время мировыми лидерами активно ведутся разработки пневматических роботов. Технологии на основе сжатого воздуха хорошо подходят для создания бионических и коллаборативных роботов-помощников, поскольку являются легкими и энергоэффективными, а также обладают низкой стоимостью. Другие важные технологии – облака и кибербезопасность. Применительно к робототехнике облачные технологии используются в системах, объединяющих разных роботов в единую производственную сеть".

Что же касается спектра направлений, обозначенных в разработанной дорожной карте, по словам Светланы Савельевой, он дает основания надеяться, что благодаря ей дополнительный импульс для развития получат некоторые из них. "Это такие направления, как: "цифровые двойники" – востребованы практически во всех отраслях экономики; подводные роботы и системы морской навигации – особый спрос существует в рамках освоения Арктической зоны и развития Северного морского пути; роботы для экстремальных условий и борьбы со стихийными бедствиями – деятельность на Крайнем Севере и при тушении лесных пожаров. В целом роботизация будет способствовать повышению гибкости производства, в том числе в рамках достижения цели диверсификации ОПК - увеличения доли гражданской продукции", - указала Светлана Савельева.

Она также заявила: "Хотелось бы обратить внимание разработчиков дорожной карты на такие дополнительные области применения робототехники в рамках реализуемых национальных проектов, как умный город, наноробототехника в сфере здравоохранения, обеспечение общественной безопасности на основе распознавания лиц и образов, мультимодальные транспортные системы, сортировка бытовых отходов. Мы видим большой потенциал робототехники на основе технического зрения в промышленности, например, контроль качества продукции, считывание маркировки товаров и др. С целью расширения рынка робототехники важно предусмотреть меры для повышения доступности промышленной, сервисной и адаптивной робототехники для малого и среднего бизнеса - например, механизмы лизинга/аренды, льготные кредиты. На регулярной основе необходимо проводить мероприятия по популяризации использования робототехники, например, робототехнические выставки, разрабатывать меры государственной поддержки и стимулирования отечественных производителей-экспортеров промышленной и сервисной робототехники. В рамках развития обеспечивающей инфраструктуры целесообразно создать сеть сервисных центров и экосистему послепродажного обслуживания, создать стимулы для вовлечения в проекты разработчиков и интеграторов".

В пресс-службе ООО "Сервионика" (ГК "Ай-Теко") корреспонденту ComNews рассказали, что в разработке дорожной карты компания участия не принимала. Вместе с тем в компании отметили следующее: "Для успешной реализации намеченной программы очень важен уровень развития ИТ-инфраструктуры: каналы связи, доступность и качество центров обработки данных, обеспечение необходимого уровня защиты данных - особенно персональных. Так как практически все направления, перечисленные в программе, предполагают масштабный обмен данными, использование методов предиктивной и супербыстрой аналитики, коллективную работу разных компаний над проектно-конструкторской документацией, прототипированием и тестированием новых разработок. Предоставление вычислительных сред для таких проектов может стать важным направлением развития таких сегментов ИТ-рынка, как услуги дата-центров, облачный провайдинг, услуги аутсорсинга разработки и тестирования. Хочется отметить большое количество ведущих российских вузов, участвующих в программе - это важно для развития российской науки и привлечения молодых специалистов к работе над сложными отраслевыми задачами. Также важно участие ведущих ИТ-компаний всех направлений: разработки, интеграции, ИТ-услуг. Это позволит сформировать условия для более быстрого роста российских разработок, создания отечественных программно-аппаратных комплексов, ориентированных как на внутрений, так и на зарубежный рынок".