© ComNews
30.05.2019

Использование решений с элементами искусственного интеллекта (ИИ) в госуправлении следует протестировать в сферах, где есть самые большие объемы ненужного документооборота, об этом сообщил директор департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Михаил Насибулин на круглом столе про использование искусственного интеллекта в госуправлении, который прошел в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Михаил Насибулин предложил коллегам сфокусироваться на двух-трех или четырех направления, где есть самый большой ненужный объем документооборота, и попробовать потестировать системы ИИ в пилотных проектах. "Надеюсь, бизнес нам в этом поможет с точки зрения софта и команд разработчиков", - отметил он.

Необходимо чтобы внедрение ИИ в управление государством повлияло на правовое обеспечение деятельности и властей, и бизнеса, а также на финансово-хозяйственную сферу, уверен директор департамента развития и планирования фонда "Сколково" Сергей Израйлит.

По его словам, есть два процесса: один процесс правового обеспечения деятельности (касается не только государства, но и бизнеса тоже), другой процесс - финансово-хозяйственного сопровождения деятельности (включая отчетность, аудит). "Совокупно, по разным экспертным оценкам, от 7 до 9 млрд оплаченных человеко-часов в год эта деятельность у нашей экономики забирает. Это 7% трудового времени всего населения - если к ВВП относить (104 трлн руб.), то это 7 трлн руб. У бюджетников - это 15% времени и от 3,5 трлн руб. бюджетных расходов. Вот в этих цифрах лежит то, что мы называем непродуктивными расходами. И большая часть этих расходов на стороне бизнеса. Это все то, что мы можем сэкономить с помощью ИИ. Чтобы у вас было понимание значения этой истории", - приводит метрики Сергей Израйлит.

Кроме того, он полагает, что ИИ может объединить онлайн-документы в единую семантическую сеть, чтобы чиновники могли легко пользоваться данными статистики.

Сергей Израйлит отметил, что набор технологий, которые позволяют использовать ИИ есть и он относительно дешев. "3-4 высококвалифицированных человека, объединенных в команду или в стартап, сейчас могут сделать очень многое. А вот конкретная постановка задач для этих людей - и есть тот самый стратегический приоритет, который стоить обсуждать", - сказал представитель "Сколково".

Директор департамента правовых основ цифровой экономики Минэкономразвития России Антон Лебедев выразил недоумение по поводу того, где брать таких специалистов.

"Это все жутко трудозатратно. Я имею ввиду не только деньги, но и интеллектуальные ресурсы. Вот лично мое пожелание к определению сфер государственного управления - нужна определенная концентрация. Меня пугает попытка государственных органов бежать сразу во всех направлениях, что приведет к тому, что нигде ничего не будет сделано содержательно. А вот где те команды? А где те ресурсы? Они предусмотрены в программе "Цифровой экономики" вот, например, на обращение граждан? Для создания автоматических ответов гражданам требуется понять весь этот огромный массив ответов, привести все это в формат, который воспринимается. Ну и где эти команды?", - спрашивает Антон Лебедев.

С точки зрения экономики эта достаточно простая задача, убежден он. "Надо просто точечно искать барьеры", - говорит Антон Лебедев. По его мнению, в каждой отрасли они разные.

"А в рамках государства это только одна история - данные. Чтобы предоставить данные ИИ, нужно определить их правовой статус хоть как-то. Если стратегия поможет определить нам сферы, и в этой стратегии будет фокусировка на конкретных правовых проблемах, мы, наверное, параллельно и какие-то карты сделаем. Будем решать какие-то общегосударственные задачи про национальную систему данных, про реестровую модель, про персональные данные", - сказал Антон Лебедев.

Исполнительный директор в управлении развития компетенций по исследованию данных ПАО "Сбербанк", главный консультант по разработке национальной стратегии ИИ Андрей Шабанов сообщил присутствующим, что "Сбербанк" готов взять на себя "социальную нагрузку".

"У нас есть большие наработки в сфере ИИ. Естественно, многие решения можно экстраполировать и на другие сферы, в том числе и на госсектор. В частности, в работе с обращениями граждан. Те наработки, которые мы применяем при взаимодействии с гражданами в отделениях, можно экстраполировать и на МФЦ", - допускает Андрей Шабанов.