© ComNews
03.06.2019

ПАО "МТС" запустило программу по созданию партнерской сети для привлечения и трансфера стартапов в основных инновационных центрах мира. Первые партнерские сети оператор откроет в трех инновационных хабах - Израиле, Германии и Сингапуре. В каждом из регионов МТС будет представлять команда технологических скаутов, которые займутся поиском стартапов для бизнеса МТС и взаимодействием с местными инкубаторами и институтами развития. Эксперты положительно оценивают инициативу МТС и объясняют ее тем, что работа только на локальном рынке не позволит создавать прорывные решения, а лучшие проекты рождаются в результате глобальной кооперации.

МТС ожидает, что международный скаутинг позволит более эффективно вести мониторинг мировых инновационных экосистем и привлекать зарубежные стартапы для реализации пилотов, а также откроет новые возможности для выхода лучших российских стартапов с долевым участием оператора на зарубежные рынки. В перспективе зарубежные стартапы смогут масштабировать свой бизнес, став долгосрочными партнерами МТС.

"Больше года МТС активно работает с российским рынком открытых инноваций, интегрируя продукты в бизнес компании. Мы хотим масштабировать этот опыт, выходя за пределы локального рынка, привлекая в МТС лучшие мировые практики и бизнес-модели, которые могут быть адаптированы под российский рынок. Таким образом, МТС сможет предлагать передовые решения для наших клиентов и абонентов, - прокомментировал событие руководитель MTS StartUp Hub Дмитрий Курин. - Регионы присутствия выбраны не случайно - сегодня они являются связующим звеном между Азией, Европой и Востоком. В перспективе мы видим интерес также к американскому рынку".

Напомним, что оператор запустил корпоративный акселератор MTS StartUp Hub в марте 2018 г. (см. новость ComNews от 26 марта 2018 г.). Он стал ключевым элементом системы взаимодействия МТС с молодыми технологическими компаниями. За 2018 г. MTS StartUp Hub провел два набора в корпоративный акселератор, в рамках которых эксперты МТС рассмотрели суммарно более 1000 заявок от технологических проектов из 13 стран. По итогам 2018 г. МТС направила порядка 30 млн руб. на развитие стартапов и ряд проектов приступили к масштабированию своих продуктов и решений. Уже в 2019 г. МТС запустила корпоративный венчурный фонд для инвестиций в стартапы, успешно прошедшие стадию пилотирования в акселераторе MTS StartUp Hub (см. новость ComNews от 17 апреля 2019 г.). География инвестиций фонда - стартапы из России и стран СНГ.

Как уточнил ComNews пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов, работа с зарубежными стартапами не предполагает выкуп их доли. Оператор будет поддерживать проекты в виде доступа к своим ресурсам и сфокусируется на интеграции решений в бизнес МТС. "Мы будем компенсировать часть затрат на запуск пилотных проектов", - добавил представитель МТС. Оператору интересны технологические стартапы, чья деятельность комплементарна бизнес-направлениям МТС.

Руководитель департамента развития инноваций "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") Николай Евченко напомнил о том, что Beeline Innovation Lab с 2017 г. занимается международным скаутингом. "Мы придерживаемся стратегии "партнерств", поэтому не открываем "точки присутствия", а ищем синергию с имеющимися локальными институтами на местах, - рассказал он. - Среди ключевых партнеров - Торгово-экономическая миссия Израиля, акселлератор Winno (бывший NUMA Moscow) из Франции. Активно смотрим на Азию, в этом году запустили сотрудничество с Национальной комиссией по вещанию и телекоммуникациям Королевства Таиланд". Также оператор использует синергию с другими операторами группы Veon (материнская компания "ВымпелКома"). В частности, в данный момент ведется активная работа по масштабированию нашего проекта "Автобонусы за онлайн-покупки", созданного совместно со стартапом PayReverse для других компаний Veon.

Для поиска успешных бизнес-идей Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") прежде всего обращается к российским инновационным центрам, говорит пресс-секретарь оператора Дарья Колесникова. "В рамках сотрудничества с ИЦ "Сколково" и бизнес-инкубатором Высшей школы экономики Tele2 оценивала перспективные бизнес-идеи и стартап-планы резидентов. Безусловно, мы с интересом относимся к венчурным проектам и регулярно запускаем инновационные для рынка решения. Это, например, недавний проект по цифровизации мариферм, при разработке которого Tele2 ориентировалась на успешные западные образцы, - напоминает Дарья Колесникова. - Однако мы с осторожностью относимся к идее "фабрики" стартапов и считаем рискованным массовый запуск венчурных проектов. В соответствии с бизнес-логикой каждый кейс должен быть просчитан, возможные риски тщательно взвешены".

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын замечает, что когда рынок растёт двузначными темпами, корпорации стартапы не ищут. "В такие периоды гениальные и пассионарные работают как раз в растущих корпорациях, и никого искать на стороне не требуется. Спрос на стартапы - по месту работы или даже за океаном пробуждается не раньше, чем рост прекращается", - подчеркнул он. По мнению Леонида Делицына, преимущества поиска стартапов за рубежом заключаются в скорости и в приобретении доступа к технологиям, которые, скорее всего, будут использовать и глобальные телекомы. Среди недостатков он называет высокую цену (мультипликаторы западных стартапов в три-четыре раза превосходят мультипликаторы аналогичных российских), а также риск административных ограничений.

Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова полагает, что поиск стартапов на международных рынках означает переход МТС на новый уровень. "После того как налажен процесс поиска стартапов на локальном рынке, компания может перейти к следующему шагу и осуществлять международный мониторинг стартапов и инновационных компаний, сотрудничество или приобретение которых поспособствует дальнейшей диджитал-трансформации телеком-оператора", - рассуждает она.

По мнению директора корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерины Петровой, поиск стартапов за рубежом, с одной стороны, позволит МТС лучше понять технологические тренды и ориентироваться в экосистеме, но, с другой - может повлечь за собой ощутимые затраты и риски. Екатерина Петрова обращает внимание на то, что существуют и другие, менее затратные форматы, которые дают возможность привлекать международные стартапы и быть в курсе мировых трендов. Например, партнерство с зарубежными акселераторами, которые уже имеют установленные связи в выбранных регионах или участие в программах по изучению зарубежных экосистем. Тем не менее глава GenerationS позитивно оценивает инициативу МТС. "Стремление крупной компании искать стартапы за рубежом естественно, оно обусловлено стремлением расширить воронку проектов и идти в ногу со всем миром, не упускать новые возможности, - сказала она. - Это очень верный подход с точки зрения развития инноваций. Работая только на локальном рынке, невозможно создавать действительно прорывные решения. Лучшие проекты рождаются в результате глобальной кооперации".

Директор по акселерации по направлению "Телекоммуникации" кластера информационных технологий фонда "Сколково" Максим Жаренов отметил, что  эффективность поиска стартапов в любой стране напрямую зависит от качества экспертизы, определяемого на пересечении двух плоскостей - рынков и технологий. "Как мы знаем, наиболее успешные бизнес-идеи появляются на стыке областей, то есть эксперты должны еще и обладать широким кругозором, - сказал Максим Жаренов. - Практически все успешные зарубежные акселераторы стараются привлекать в команду экспертов из разных стран. В "Сколково" - около 800 экспертов, 30% из которых не являются гражданами России, более 100 являются докторами наук из зарубежных университетов, более 250 имеют ученую степень, более 150 являются руководителями высшего звена. Таким образом, у нас есть уникальная возможность комбинировать состав независимой экспертной панели под конкретную тему разработок и даже географический рынок".