© ComNews
10.06.2019

Операторы связи пожаловались на регуляторику, не позволяющую компаниям получать капитал, который они могли бы направить на инвестиции в цифровой рынок. Представители операторов также отметили невозможность полноценной работы с большими данными с законодательной точки зрения. В итоге они предложили Федеральной антимонопольной службе (ФАС) заняться разработкой новых подходов к контролю и регулированию на цифровых рынках, по причине отсутствия таковых.

На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019) в ходе дискуссии под названием "Перспективы развития конкуренции в цифровой экономике" генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Василь Лацанич отметил, что надо признать способность больших компаний быть и доминантами, и монополистами, и даже вызывать гордость ими.

"Сбербанк, "Аэрофлот", РЖД, "ВКонтакте", "Калашников", Уралвагонзавод и другие - это те компании, которыми гордится большинство россиян. Это либо естественные, либо созданные рукотворно монополии, либо значительные доминанты рынка. Такой путь прошел Google. Они создавали услуги, которых не существовало у других, которые потом множились у конкурентов, но начинались они в Google. Можно рассуждать о появлении iPhone, его аналогов, о других товарах и услугах, которые рождались в монопольной среде и потом уже регулировались. Потому монополия или доминанта - не всегда плохо. Для некоторых стран, индустрий и ситуаций это естественно. Это не значит, что монополия не может развиваться, зажимает конкуренцию. Хочется обратиться к международным примерам компаний, которые находятся впереди развития всей индустрии, и они не только ее лидеры, но и фактически монополисты. Это Facebook, Google - во многих странах он безальтернативен, - это производители многих направлений, в которых отсутствует конкуренция либо слабо присутствует. Тем не менее развитие компаний очень мощное и, честно говоря, мы можем даже ему позавидовать", - похвалил Василь Лацанич монополии.

Генеральный директор "ВымпелКома" назвал другую сторону медали: "Она в том, что мне посчастливилось работать в индустрии совершенно безумной конкуренции. У операторов нет доминанты. У нас есть лесенка, кто первый, кто второй: мы рассчитываемся на первый-второй, иногда даже спорим, но у нас зубодробительная конкуренция. И на фоне нее регуляторика, которая пытается нас поджать во всех возможных местах и проявлениях, иногда, на мой взгляд, достаточно популистскими подходами, к сожалению, не помогает нам развиваться так, как мы могли бы. В частности, на сегодняшний день мы ощущаем очень медленный рост доходов, который ниже инфляции, мы ощущаем необходимость дальше инвестировать в 4G- и 5G-технологии. Мы не видим возможности получения отдачи, чтобы продолжить инвестирование. При этом антиконкурентная регуляторика в нашей индустрии практикуется очень мало. У нас скорее практикуется регуляторика "народ против Ларри Флинта". В данном случае назовите "Флинтом" любого из операторов или всех операторов вместе. При этом нет признаков сговора, никаких порочных практик в этой индустрии, нет попыток объединяться против народа. Но есть попытка от регулятора зачастую самостоятельно решить, что лучше в этой изначально нерегулируемой сфере: прийти и сказать, какие должны быть тарифы. Например, отмена внутрисетевого роуминга при поездках по стране без отмены интерконнекта, который является составной частью внутрисетевого роуминга. Таким образом, получается, что мы обязаны абоненту предоставить услугу входящего вызова бесплатно, а "Ростелеком", для примера, но не только он, который предоставляет каналы связи между городами, берет с нас за это деньги. Я хочу сказать, что регуляторика подобных специфических ценообразований лишает нас части заработка, не позволяет нам быстрее накапливать капитал, который мы инвестировали бы в нашу же конкурентную экономику. Сейчас это незаметно, но через какое-то время мы можем столкнуться с недостатком капитала для инвестиций в новые технологии. Те, кто принимает подобные решения, не чувствуют ответственности за будущее, но как будто решает текущую, зачастую немножко надуманную проблему". 

Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, член правления ПАО "МТС" Руслан Ибрагимов, рассказал про инвестиционный потенциал в цифровые рынки. Он обратил внимание на то, что есть игроки на этом рынке типа МТС, интернет-компаний, которые еще существуют в аналоговой среде, но начинают инвестировать в цифровые рынки. "Мы верим, что потенциал цифровых рынков высок, но сегодня и в среднесрочной перспективе эти рынки требуют больших инвестиций. Вопрос - где эти инвестиции брать. Ответ для нас очевиден - от традиционных услуг, которые мы оказываем сегодня. Вот здесь мы подходим к серьезной проблеме, когда обсуждаем вопрос, как будет регулироваться ценообразование и отношение к нему регулятора. Возникает совершенно новая ситуация: цифровые рынки требуют инвестиций, а они пока слабо окупаются.

Несколько лет назад рынок перешел от монолайновых продуктов к пакетным, когда в один пакет к основным услугам включается масса дополнительных. Эти два явления породили большую проблему. Методы, которые сейчас используются для контроля ценообразования, в том числе на нашем рынке, остались старыми. "Покажите нам отдельно взятую услугу, ее себестоимость, какую-то маржу, и в рамках этого существуйте" - это традиционный затратный метод. В периоде трансформации больших игроков в цифровые компании - это самый важный момент, потому что старые подходы вытягивания из пакета по одной услуге не отвечают современности. Они способны сдерживать ценообразование на традиционных рынках, эти же деньги потом перетекают в цифровые рынки. В итоге мы получаем дефицит инвестиций в цифровые рынки. Естественным образом формируется кроссубсидирование одних услуг за счет других - то есть за счет традиционных субсидируются новые услуги. Никто не может посчитать, а нам по-прежнему говорят: покажите себестоимость каждой отдельной услуги. Я считаю, что нам необходимо вместе с ФАС заняться разработкой новых подходов к контролю на цифровых рынках. Пятый антимонопольный пакет помогает, но для трансформирующихся компаний подходы отсутствуют. Я думаю, это самая серьезная проблема для того, чтобы развивать цифровую экономику", - выступил Руслан Ибрагимов.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти ПАО "Ростелеком" Ирина Сиренко сказала, что в компании считают, что при регуляторике нужно соблюдать баланс. "Он должен быть не только в рамках антимонопольного регулирования конкуренции, баланс должен быть совокупный для всего объема законодательного регулирования. Мы должны не забывать, что все цифровые платформы содержат персональные данные, и баланс законодательного регулирования должен быть между антимонопольным законодательством и законодательством в области информационных технологий, в области регулирования данных", - отметила она.  

По теме больших данных выступила президент некоммерческой организации "Ассоциация участников рынка больших данных", член совета директоров ПАО "МегаФон" Анна Серебряникова. Она отметила, что регулирование в области доступа к данным нужно аккуратно и правильно выстроить. "Нам бы хотелось данные улучшать и обогащать. Сейчас это в нормативном поле невозможно. Даже если речь идет не только о персональных данных, но и об обезличенных. Мы, как бизнес, верим, что работа с данными позволит сократить издержки, увеличить ВВП, но законодательство сейчас этого не позволяет. Кроме того, крупнейшим владельцем данных является государство. Вторичное использование этих данных принесет в рынок огромный положительный эффект, но государство пока это решение не принимает. Я верю, что вопрос создания конкурентной среды для российских компаний нужно решать сейчас, потому что мы находимся в уникальной ситуации, в отличие от Европы и США. Российское регулирование часто создает барьеры для российских компаний, которые обязаны выполнять требования, но не создает эффективных механизмов регулирования для иностранных компаний. Получается такой антипротекционизм, когда общие правила, разработанные для всех, российские компании обязаны выполнять, потому что они здесь присутствуют, а иностранные тоже обязаны, но до них трудно дотянуться. Государство должно сыграть роль драйвера в отношении развития рынков данных", - подвела итог Анна Серебряникова.

Директор института права и развития ВШЭ - Сколково, директор Антимонопольного центра БРИКС Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Алексей Иванов заявил, что необходимо избавиться от антимонопольных иммунитетов. "К сожалению, эту задачу пятый антимонопольный пакет не решил, мы не дали регулятору возможность работать с рынками интеллектуальной собственности так, как это принято во всем мире. Мы не дали регулятору работать согласно требованиям ТРИПС, эту задачу необходимо решать. Мне кажется, надо совершенствовать пятый антимонопольный пакет, пока он еще не принят, либо задумываться о шестом", - сообщил Алексей Иванов.

Статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский согласился, что задача службы - найти баланс. "Любой баланс - между бизнесом и потребителем, между действиями регулятора и действиями бизнеса, потому что, если мы не достигнем баланса, лодка потонет. Я попросил бы коллег вместе поработать над пятым антимонопольным пакетом. Он уходит сейчас в Думу, это решение принял представитель правительства. Может, пакет плохой. На мой взгляд, он хороший. Лучше какие-то правила игры, чем игра без правил. Нам нужны правила игры, может, плохие, но нужны", - отметил он.

Андрей Цариковский также сказал, что уходят в прошлое понятия "доминирование" и "себестоимость". "Мы не можем оперировать классическими описаниями товара. Невозможно сейчас считать себестоимость, нет ее теперь, если у нас девять десятых кроется в исследованиях, маркетинге и т.д. Нам нужны современные инструменты, чтобы мы могли действительно справедливо регулировать платформы. Думаю, наш пятый антимонопольный пакет будет набором современных инструментов", - пообещал Андрей Цариковский