Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 21.08.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.78 EUR 73.98
21 августа 2019 года, Ср

Медиамагнаты обошли пиратов

© ComNews
10.06.2019

В России впервые снизились темпы роста пиратского трафика в интернете. Если раньше он был на уровне более 20%, то в этом году составил 10%. При этом трафик на легальные кинотеатры вырос четырехкратно. Отрасль констатировала, что положительных результатов удалось достичь благодаря действию "антипиратского меморандума".

На прошедшем на прошлой неделе Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019) прошла дискуссия на тему: "Саморегулирование vs государственный контроль. Как стимулировать потребление легального контента?", где представители производителей контента, правообладателей, ИТ-компаний, операторов связи и регулятор обсудили результаты действия подписанного в ноябре прошлого года "антипиратского меморандума" (см. новость ComNews от 2 ноября 2018 г.).

Генеральный директор Group-IB Илья Сачков констатировал, что в этом году в России впервые снизился до 10% рост пиратского трафика в интернете. Для сравнения, в прошлом году он достигал 12%, а до этого находился на уровне не менее 20%.

Как отчитался глава Роскомнадзора Александр Жаров, на текущий момент выявлено 330 тыс. пиратских ресурсов, которые удалены из поисковой выдачи "Яндекса". По данным "Яндекса", трафик на легальные кинотеатры вырос в четыре раза с момента подписания меморандума. Мосгорсуд уже вынес 540 решений, на основании которых заблокировано 2300 пиратских ресурсов.

По данным регулятора, все учтенные ресурсы последовательно теряли рекламу - от 50% до 90%. "Например, RuTracker, который многие продолжают смотреть через VPN, потерял 80% рекламы", - поделился цифрами Александр Жаров. Дело в том, пояснил он, что пиратство существует за счет объединения нелегальных бизнесов. В качестве примера он привел рекламу пиратских онлайн-кинотеатров казино Azino 777 ("Азино три топора"). По итогам I квартала 2019 г. Как фиксировало Mediascope, Azino 777 заняло только 60-е место в списке крупнейших заказчиков видеорекламы на десктопах. Доля этого рекламодателя в общих показах видеорекламы (с учетом саморекламы) в январе-марте этого года равнялась только 0,3%. Тогда как годом ранее Azino 777 с большим отрывом от конкурентов занимало первую строчку с 6,7%.

Генеральный директор ООО "СТС Медиа" Вячеслав Муругов отметил, что активы Национальной Медиа Группы и "СТС Медиа" подали в общей сложности более 300 тыс. заявок на пиратские ссылки и увидели положительный эффект. "Раньше, когда сопоставимые "Льду" и "Притяжению" фильмы выходили, мы в первый уик-энд каждый час теряли по 10 млн руб.", - сказал он.

Участники дискуссии уверяли собравшихся в том, что положительных результатов удалось достичь благодаря действию "антипиратского меморандума". На основе подписанного документа отрасль уже подготовила законопроект. По словам Александра Жарова, он находится в высокой степени готовности. "Я думаю, что в начале осенней сессии мы внесем его в Госдуму. Принятие нового закона мы ожидаем до конца года", - поделился планами он.  

Пираты не остановились

Президент Медиа-коммуникационного союза (МКС) Михаил Демин констатировал рост рынка платежей за контент. Он сослался на данные "ТМТ-Консалтинга", Telecom Daily и EY, согласно которым по итогам 2018 г. платежи за видеоконтент превысили 100 млрд руб. против 92 млрд руб. в 2017 г.

С другой стороны, МКС отмечает, что нелегальное потребление является одним из существенных факторов ограничения роста рынка. Только во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году было зафиксировано 27 тыс. точек раздачи пиратского трафика, тогда как легальных правообладателей было только три. "Действующие механизмы позволяют блокировать контент в течение шести часов. Очевидно, что руками это заблокировать невозможно, поэтому нужно действенное техническое решение, подкрепленное законодательной базой", - сказал он.

Его поддержал заместитель генерального директора АО "Газпром-медиа Холдинг" (ГМХ) Алексей Краснов. Он подчеркнул, что холдинг ведет 11 тыс. часов прямых трансляций в год. По признанию замглавы ГМХ, практически в 100% случаев это пиратится. "Очевидно, что перекрывать такие каналы через шесть часов после прямого эфира не имеет смысла, - сетует Алексей Краснов. - В этом направлении мы надеемся на помощь МКС и Роскомнадзора. Ведь права на спортивные трансляции становятся с каждым годом все дороже и дороже". Алексей Краснов отмечает, что для производителей контента борьба с пиратством - в первую очередь защита инвестиций. Распространение нелегального контента ведет к тому, что десятки миллиардов рублей ежегодно утекают в руки преступников.

По прогнозам ivi, в 2020 г. уже треть медийного рынка в области видеопотребления будет представлять собой интернет- или онлайн-видео. Генеральный директор ivi (ООО "Иви.ру") Олег Туманов, опираясь на данные Фонда кино, ComScore, Telecom Daily и J’son & Partners, сообщил, что российский рынок OTT VоD занимает всего 0,4% от мирового ($300 млн против $68,7 млрд). В то же время кинопрокат занимает в пять раз большую долю на мировом рынке по сравнению с OTT VоD. На Россию в мировом кинопрокате ($41,7 млрд) приходится почти 2% ($800 млн). Олег Туманов отмечает, что эти цифры как раз показывают цену пиратства в России. "Эта пятикратная разница фактически может быть атрибутирована пиратством в России", - поясняет он.

Президент Ассоциации корейского мобильного интернет-бизнеса MOIBA Ко Жан поднял важную проблему с нелегальным использованием контента в своей стране. По его словам, YouTube никак не фильтрует нелегальный контент и не соблюдает рекомендации правительства Южной Кореи по фильтрации. Эту проблему в России тоже предстоит решить. Александр Жаров отметил, что разрабатываемый законопроект обяжет и иностранные площадки зеркально соблюдать предлагаемые меры.

Хотя доля трафика с "Яндекса" благодаря участию в "антипиратском меморандуме" на пиратские сайты снизилась на четверть (на текущий момент она составляет 15% всего трафика), одновременно с этим трафик из других источников (соцсети и мессенджеры) на пиратские сайты вырос на 44%. Об этом говорится в исследовании "Яндекса" и Similar Web. Илья Сачков также предупреждает, что пираты вовсе не остановились. По данным Group-IB, они нашли новую точку роста - мобильные устройства. В результате доля потребления пиратского контента с мобильных устройств выросла с 23% до 31%.

Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст отметил, что в Германии - порядка 80-90% легальных просмотров, в Великобритании - 50%, а в России - около 10%. Даже по самым оптимистичным признаниям самих интернет-площадок, они контролируют лишь четверть аудиовизуального контента в онлайне. Поисковые системы на сегодняшний момент выдают 75% пиратского трафика. Константин Эрнст признался, что только за один день нашел 54 пиратских копии сериала "Чернобыль" производства HBO. "Надо признать, что пока мы не можем переломить негативный тренд у пользователей, предпочитающих ворованный контент, - посетовал он. - Трудно побороть убежденность людей в том, что "искусство принадлежит народу", и поэтому оно должно быть бесплатным".

"Три топора" и "три головы"

Для того чтобы отвоевать у пиратов хотя бы половину аудиовизуального рынка, Константин Эрнст предложил комбинированные меры. По его мнению, легальный аудиовизуальный сектор должен быть таким же прозрачным, как кинотеатральный рынок, где государственная система ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах) собирает сведения о работе кинотеатров в различных уголках страны.

Константин Эрнст напомнил, что Минкульт уже подготовил и опубликовал проект поправок в ФЗ "О государственной поддержке кинематографа РФ", который предлагает приравнять интернет-кинозалы к обычным кинотеатрам и обязать их отчитываться в ЕАИС или в параллельной системе. "Это начинание пропадет втуне, если не использовать шанс, который она предоставляет по поисковым системам для автоматического определения пиратских сайтов, - сказал он. - Если у тебя стоит законом поставленный счетчик и ты показываешь аудиовизуальный продукт, то тебя выдает поисковик, а если у тебя этого нет - ты пират". Он предложил внести эту поправку в готовящийся закон.

Однако, для того чтобы победить пиратов, недостаточно лишить их трафика. Константин Эрнст предлагает лишить их финансирования. "Сейчас основной источник доходов преступников - реклама казино. Блокировка сайтов с рекламой казино - необходимая мера. Это существующий проект поправок в 149 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающий внесение рекламы казино в перечень запрещенной на территории РФ, - выступил с инициативой он. - Если проект поправок будет внесен в Госдуму в ближайшее время, синергетический эффект всех этих действий даст серьезный результат".

Как отметил глава Первого канала, еще одна серьезная, но не проработанная тема - это подключение к борьбе операторов связи. Речь идет о пяти крупных CDN - хранилищах, расположенных за пределами РФ, от которых "запитываются" все витрины разнообразных пиратских сайтов. "При наличии экономического интереса или политической воли операторы связи могут легко заблокировать вход в страну пиратского контента, распространяемого этими CDN-площадками", - уверен Константин Эрнст.

Говоря о решении проблемы пиратства, Илья Сачков назвал "три головы", которые нужно отрубить "тремя топорами". "Пиратство держится на трех вещах: трафик, контент и монетизация", - перечислил он. По трафику и контенту нужно "бить" включением в борьбу операторов связи. "Операторы связи способны блокировать CDN текущим оборудованием. Соответственно, нужно установить владельцев CDN-ресурсов и привлекать к уголовной ответственности", - сказал он. В части монетизации Илья Сачков предложил объединиться и не только удалять рекламу, но и устанавливать владельцев нелегальных рекламных площадок. Глава Group-IB предложил собравшимся свою помощь с поиском указанной информации. Далее полиция сможет "ударить уголовным мечом" по недобросовестным рекламщикам и пиратам. "Я предлагаю от ссылок переходить к конкретным людям", - сказал Илья Сачков.

Вице-президент по маркетингу ПАО "МТС" Вячеслав Николаев поддержал озвученные мероприятия, призванные снизить долю нелегального трафика. Но, в отличие от специалиста Group-IB, он рекомендовал сделать упор на стимулирование потребления легального контента, а не на "карательные" меры. Как полагает вице-президент МТС, для аудитории важен контент и удобство его потребления. Именно это будет толчком для выработки у аудитории привычки платить за контент. "Морковка тоже должна быть, а не только кнут, - метафорично выразился Вячеслав Николаев. - Поэтому я призываю всех нас работать над тем, чтобы морковка была лучше".

Член управляющего комитета Rambler Group, независимый член совета директоров "РТ-Развитие бизнеса" Екатерина Лапшина также поддержала тезисы, касающиеся закрепления в общеотраслевом регулировании усиления ответственности за пиратство. Причем акцентировать внимание она предложила на блокировке не конкретных ссылок, а доменов. В противном случае, обозначила она проблему, получается "гонка за своим хвостом", когда пиратские ссылки с ресурса плодятся вновь и вновь и распространяются в разных средах.

Кроме того, Екатерина Лапшина согласилась с коллегой из МТС по поводу того, что нужно формировать ценность продуктового предложения. "Момент создания ценности заключается не только в оригинальности контента, но и в user experience, usability, простоте подключения сервиса и возможности доступа с любого устройства", - перечислила она. Такой подход уже практикуется в Южной Корее. Госучреждения проводят постоянную работу по информированию населения о важности использования легального контента, чтобы они воспринимали просмотр фильма как вещь/ товар.

По данным внутреннего опроса компании, на которое сослалась Екатерина Лапшина, на вопрос о том, почему пользователи не платят за контент, большинство из них (80%) отвечали, что их все устраивает в бесплатном просмотре. Одновременно с этим 40% пользователей готовы платить за услугу при условии, что их устроит цена. Больше половины пользователей вообще заявили о том, что не различают легальные и нелегальные ресурсы. Для решения этой проблемы в Южной Корее легальный контент стали помечать специальным значком "Копирайт ОК". Соответственно, пользователи понимают, какой контент легален, а какой нет.

По мнению Екатерины Лапшиной, "три головы", которые стоит отрубить, - это создание ценности, информирование и усиление мер по борьбе - начиная от операторов связи до рекламодателей и любых саморегулируемых организаций, которые могут на это влиять", - подчеркнула она.

Генеральный директор НП "Национальная федерация музыкальной индустрии" Леонид Агронов придерживается мнения, что сам факт противодействия пиратству стимулирует преступников искать другие способы "достучаться" до аудитории и предложить им ворованный контент. "Мы все понимаем, что легальных игроков в разы меньше, чем нелегальных. Мало того, нелегальные игроки плодятся со скоростью спроса", - отметил он. Леонид Агронов выступил с инициативой создать "белый список" легальных ресурсов. "Меморандум закладывает хорошую базу под создание инфраструктуры "белых списков" легальных ресурсов. Я бы предложил этот вариант в качестве решения пиратской проблемы", - заявил он.

По мнению Александра Жарова, нужно сделать так, чтобы рынок стал для преступников неинтересным с точки зрения денег и опасным с точки зрения преследования. В качестве девиза борьбы с пиратством он взял название фильма Гая Ричи, перефразировав его в "Трафик, деньги, два ствола". Константин Эрнст поправил Александра Жарова: "Новый закон - первая позиция, счетчики - вторая позиция, лишение возможности размещения рекламы пиратами - третья позиция, - перечислил он. - Это три топора, которые должны нами быть подняты и опущены".

Статьи по теме

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости