© ComNews
18.06.2019

Компания "Аладдин Р.Д." разработала концепцию информационной безопасности для платформы "Автодата". Специалисты компании провели анализ типовой телематической системы и ее взаимодействий со смежной информационной системой, разработали обобщенную модель угроз и нарушителя безопасности информации для бортового телематического оборудования, подготовили перечень мер нейтрализации угроз безопасности информации и предложений по созданию системы защиты информации "Платформа "Автодата", а также по обеспечению информационной безопасности при взаимодействии со смежными информационными системами.

Как рассказали в пресс-службе компании "Аладдин Р.Д.", разработка концепции велась исключительно ее силами. Научным руководителем проведенных работ выступил руководитель отдела управления проектами "Аладдин Р.Д." Олег Левенков. В компании отметили, что в свое время был проведен тендер на разработку документа.

Какие-либо подробности о процессе разработки и самой концепции в "Аладдин Р.Д." не раскрыли, сказав, что не могут предоставить комментарии относительно ее содержания. Однако в компании рассказали о важности информационной безопасности для платформы "АвтоДата", заметив, что в этой области для нее есть два вида опасностей. "Первый - это превращение телематической системы в огромный ботнет, атакующий другие информационные системы. Второй - утечка персональных или конфиденциальных данных, которая нарушит права владельцев этой информации и принесет им ущерб", - указали в "Аладдин Р.Д."

В НТИ "Автонет", ответственной за реализацию проекта платформы "Автодата", никакой информацией о ее создании и разработанной для нее концепции информационной безопасности не поделились, заявив, что она будет предоставлена до конца июня после заседания межведомственной рабочей группы (МРГ) в правительстве.

В "Аладдин Р.Д." отметили, что "Автодата" станет российской сервисной навигационно-телематической платформой, обеспечивающей формирование массива статистических и аналитических данных о колесных транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и иной информации в транспортной сфере, в том числе связанной с логистикой людей и вещей. "Создание платформы "Автодата" позволит сформировать массив больших данных автотранспортной сферы с момента выпуска в обращение до утилизации автомобиля, включая данные о функционировании бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования", - указали в "Аладдин Р.Д.".

Беседуя с корреспондентом ComNews o том, какие элементы информационной безопасности наиболее критичны для такого рода платформ, как "Автодата", в ГК "Техносерв" заметили следующее: "Необходимость применения тех или иных мер защиты для аналогичных информационных систем определяется следующими ключевыми факторами: если система относится к государственным информационным системам в соответствии с ФЗ-149, то к ней предъявляется стандартный набор требований по защите систем соответствующего класса, в противном случае ее характеристики определяются критичностью собираемых данных и моделью угроз безопасности".

В связи с отсутствием информации о принадлежности платформы "Автодата" к государственным информационным системам, как указали в "Техносерве", состав рекомендуемых мер можно предположить, исходя из имеющихся в открытых источниках сведений.

"Если в рамках платформы будут обрабатываться обезличенные логистические данные из автотранспортной сферы, то обеспечение их конфиденциальности не требуется. В связи с тем, что эти сведения планируется использовать прежде всего для монетизации или передачи в смежные государственные учреждения, необходимо в первую очередь обеспечить целостность и достоверность данных. Следовательно, надо обеспечить их неизменность при передаче от клиентского устройства на автомобиле и информации в массиве больших данных. Соответственно, в первую очередь должны использоваться средства аутентификации пользователей (водителей), электронная подпись и контроль целостности данных, отправляемых из автомобиля, - это будет защитой от внутреннего нарушителя. Далее стандартный набор мер, таких как межсетевые экраны, системы обнаружения вторжений, контроль доступа, защита web-приложений, антивирусная защита, мониторинг информационной безопасности. Возможно рассмотреть актуальность применения специализированных GRX-Firewall для защиты GSM-канала передачи данных в зависимости от результатов моделирования угроз. Также могут потребоваться специализированные криптосредства для подключения к системе СМЭВ в случае организации обмена данными со смежными государственными организациями", - заявили в "Техносерве".

Руководитель направления информационной безопасности ЗАО "Крок инкорпорейтед" Андрей Заикин обратил внимание корреспондента ComNews на то, что платформа "Автодата" относится к классу решений Big Data. "Многие организации сейчас внедряют такие решения для различных бизнес-процессов. Но не всегда "большим данным" уделяется должное внимание, и пока на рынке нет единого подхода к обеспечению их информационной безопасности. Поэтому для реализации системы безопасности Big Data необходимо решить такие задачи, как обеспечение безопасности нереляционных баз данных; ведение безопасности на уровне вычислений; контроль и управление доступом к данным; защита данных при их сборе от утечек и изменений; мониторинг безопасности и реагирование на инциденты в режиме реального времени. Полный перечень необходимых мер защиты формируется по результатам анализа актуальных угроз для платформы", - сказал он.

Отметим, что эскизное проектирование платформы "Автодата" рабочая группа НТИ "Автонет" собиралась завершить в мае этого года, в июне же, согласно ее планам, должно было начаться общественное обсуждение платформы. Такое заявление сделано президентом НП "ГЛОНАСС", соруководителем рабочей группы НТИ "Автонет" Александром Гурко на XIII Международном навигационном форуме.

Статьи по теме