Леонид Коник, главный редактор группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
11.05.2019

Поднявшаяся было в 2018 году на федеральном уровне тема "умных" городов в России в итоге оставила городские и региональные власти один на один с планированием этих проектов и, главное, с поиском источников финансирования для них.

2 ноября 2018 года стартовал ведомственный проект Минстроя России "Умный город", который возглавил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис. В конце января 2019 года при поддержке "Ростеха", "Росатома" и "Ростелекома" был создан Центр компетенций проекта "Умный город". Его руководителем стала Оксана Демченко, до этого – ​директор Департамента городской среды Минстроя. А 4 марта 2019 года Андрей Чибис своей подписью утвердил стандарт "Умный город". Журнал "Стандарт" еще в №2/193 в редколонке высказывал сомнения в том, что ведомственный документ на семи страницах может претендовать на статус стандарта, а также отмечал: "Превращение маркетингового термина "умный город" в стандарт грозит сужением круга возможных проектов и их участников, а также формальным исполнением требований нового стандарта вместо решения реальных проблем конкретного города".

В середине марта 2019 года Минстрой с помпой провел в Калуге двухдневный форум "Умный" город. Инструкция по применению", с трибуны которого глава этого министерства Владимир Якушев отрапортовал, что соглашения о реализации проектов "Умный город" подписали 19 городов. Одним из основных обязательств, которые приняли на себя эти пилотные города в рамках соглашений, стало досрочное выполнение стандарта "умного" города, утвержденного Минстроем.

Но не прошло и недели после калужского форума, как 21 марта Андрей Чибис указом президента РФ неожиданно был назначен врио губернатора Мурманской области. Спустя еще неделю, 29 марта, – ​первым вице-губернатором Мурманской области стала Оксана Демченко. Ведомственный проект и Центр компетенций "Умный город" оказались обезглавленными, и в конце мая продолжают находиться в таком состоянии.

Интерес регионов и муниципалитетов к проекту "Умный город" был связан с надеждой на федеральное финансирование. Хотя внимательные участники рынка еще в середине ноября прошлого года поняли тщетность этой надежды. 18 ноября 2018 года Минстрой опубликовал методические рекомендации по подготовке регионального проекта "Умные города". В разделе "Ресурсное обеспечение проекта" этого документа о возможных федеральных деньгах говорится: "Для финансирования ряда мероприятий проекта привлекаются средства фондов и корпораций развития, включая средства венчурных фондов, фондов развития и научных грантов". О мероприятиях городских администраций четко сказано, что финансовым источником для них должны быть местные бюджеты, а также возможно "привлечение софинансирования со стороны субъекта РФ". Совсем уж издевательски для регионалов звучит следующий совет методических рекомендаций: "Дополнительным источником финансирования могут являться сэкономленные при помощи внедряемых решений и сервисов "Умного города" средства регионального и местного бюджетов". И наконец, следует ключевая фраза: "В целях эффективного расходования бюджетных средств рекомендуется приоритетное привлечение внебюджетных источников финансирования".

Местные бюджеты большинства регионов и городов не позволяют выделять значимые объемы средств на "умные" проекты. При этом все больше муниципалитетов понимают, что цифровые технологии способны повысить эффективность работы властей, комфорт и безопасность горожан, что в свою очередь поможет выиграть глобальную конкуренцию с другими городами за "лучших" жителей – ​молодых, профессиональных, амбициозных. Поэтому местные чиновники проявляют интерес к механизмам государственно-частного партнерства (ГЧП), но не знают, что может привлечь в проекты "умного" города частных инвесторов и, опять-таки, не готовы расплачиваться с ними из казны.

Но, как сказал еще в 2006 году британский математик Клайв Хамби, "данные – ​это новая нефть", и города вполне могут расплачиваться с бизнесом муниципальными данными. Это не фантазии: бизнес уже охотно платит за данные. Например, Facebook более трех лет предлагает пользователям по $20 в месяц за установку на смартфон VPN-сервиса Facebook Research, который позволяет отслеживать их активность и привычки. Сбербанк в мае 2019 года предложил упростить для разработчиков технологий искусственного интеллекта доступ к городским данным.

Новые возможности дают и поправки в 224‑ФЗ о ГЧП, которые приняли 29 июня 2018 года: дополнительный, 19‑й пункт 7‑й статьи сделал возможными объектами соглашений о ГЧП программные продукты, оборудование и любые иные объекты ИТ, без необходимости возведения каких-либо зданий и сооружений (прежняя редакция закона абсурдно требовала, чтобы частью ИТ-проекта непременно был объект недвижимости).

Городам не нужно ждать указаний федерального центра и тем более его финансирования для элементов проекта "Умный город". Имея волю и здравый смысл, уже сейчас в любом городе и регионе можно сформулировать проблемы, волнующие жителей и сами власти, найти квалифицированных исполнителей и начать сотрудничество с ними по схеме ГЧП.

Журнал "Стандарт" №4-5 (194-195) апрель-май 2019