© ComNews
24.07.2019

На рассмотрение в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона, предполагающий создание организации, которая будет уполномочена сформировать единую систему легального распространения обязательных общедоступных телеканалов в интернете и предоставлять доступ пользователям к этим телеканалам. Определит данную организацию, согласно законопроекту, Роскомнадзор. Как утверждают авторы законопроекта, документ позволит решить проблему отсутствия эффективных механизмов контроля вещателей над содержанием телеканалов, распространяемых в интернете.

Законопроект внесен в Госдуму рядом депутатов, в частности председателем Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонидом Левиным.

Законопроект вменяет в обязанность уполномоченной организации создание и ведение в интернете сайта, обеспечивающего доступ к телеканалам российским пользователями сети интернет. В свою очередь, вещатели телеканалов первого и второго мультиплексов, согласно законопроекту, обязаны обеспечить их распространение на данном сайте. Помимо того, законопроектом устанавливается ряд требований к уполномоченной организации. В соответствии с ними, она должна иметь договоры с вещателями не менее чем двух третей телеканалов первого и второго мультиплексов; ей должно принадлежать право использования программного обеспечения в объеме, необходимом для реализации возложенных на нее полномочий; она должна удовлетворять определенным ограничениям участия в ней иностранного капитала и не являться международной организацией, подконтрольной международной организации структурой, а также иностранным юридическим лицом.

Помимо создания соответствующей уполномоченной организации, законопроект предусматривает закрепление в законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" унифицированных условий распространения телеканалов первого и второго мультиплексов. Согласно данным условиям телеканалы распространяются в неизменном виде, определенном вещателями, а доступ к телеканалу в целях его распространения в интернете осуществляется на основании договора с уполномоченной организацией, действующей с использованием программного обеспечения (ПО), обеспечивающего доступ к легальному цифровому контенту. При этом, согласно законопроекту, за вещателями сохранится право определять условия распространения телеканалов, включая размер лицензионных платежей, на основании договора.

Законопроект также предусматривает введение ответственности владельцев информационных ресурсов в сети интернет в случае нарушения ими условий распространения телеканалов в форме ограничения доступа к их информационному ресурсу на основании решения суда.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, вещатели, взаимодействуя с уполномоченной организацией, создание которой предполагается документом, смогут контролировать процесс распространения телеканалов в интернете, препятствовать незаконному изменению видеоконтента со стороны третьих лиц. Создание же единой системы легального распространения телеканалов первого и второго мультиплексов в интернете позволит реализовать систему технических мер, направленных на защиту авторских и смежных прав на распространяемые в интернете телеканалы и аудиовизуальные произведения, входящие в их состав.

Каких-либо комментариев в АО "Газпром-Медиа Холдинг", ООО "СТС Медиа" и ЗАО "Национальная Медиа Группа" относительно разработанного законопроекта корреспонденту СomNews не предоставили. В Роскомнадзоре также не ответили корреспонденту ComNews. Неясным остается вопрос относительно той компании, которая могла бы подпадать под требования в качестве уполномоченной организации, обозначенной в законопроекте.

Однако отметим, что "СТС Медиа", "Национальная Медиа Группа", а также Первый канал и ВГТРК для трансляции своего контента в интернете в начале 2018 г. создали проект "Витрина ТВ". В начале этого года к проекту решил присоединиться "Газпром-Медиа Холдинг". Технически проект представляет собой общий плеер, через который эфир каналов распространяется в интернете. Данный плеер, по идее холдингов, дает возможность снизить уровень пиратства интернет-трансляций и иметь доступ к их аудиторным показателям, так как сторонние площадки неохотно делятся этими данными с каналами. В настоящее время онлайн-кинотеатры получают сигнал каналов именно через "Витрину ТВ", плеер которой интегрирован уже в 70 площадок. При этом к инфраструктуре плеера планируется подключить и другие каналы из мультиплексов, которые не входят в крупные холдинги, например "ТВ Центр".

Президент Медиа-коммуникационного союза (МКС) Михаил Демин, говоря с корреспондентом ComNews о разработанном законопроекте, сказал следующее: "Обсуждение вопросов, находящихся на стыке интересов медиакомпаний и телекомов - ключевая компетенция Медиа-коммуникационного союза. Буквально вчера на площадке Союза в рамках созданной профильной рабочей группы обсуждался комплекс вопросов, касающихся распространения телеканалов первого и второго мультиплексов в среде ОТТ. Это три блока вопросов, касающихся юридических, технологических и бизнес-аспектов взаимодействия. При всем многообразии мнений, члены Союза сходятся в одном: это крупный сегмент бизнеса, и он нуждается в установлении единых правил игры. В ближайшее время обсуждения продолжатся".

В Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) и Евразийской ассоциации кабельного телевидения (АКТР) комментариев корреспонденту ComNews не предоставили.

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин в разговоре с корреспондентом ComNews указал на то, что ассоциация относится к разработанному законопроекту пока довольно настороженно. "Мы сами много лет выступали за системное технологическое решение раздачи сигналов мультиплексов из одного источника. Поэтому мы с интересом и оптимизмом наблюдали за развитием проекта "Витрина ТВ". Однако оптимальное технологическое решение и законодательное регулирование - не одно и то же. Наши опасения касаются в основном того, что фактическая монополизация вещания в одной точке и обязательство использовать единое решение могут привести к дисбалансу и злоупотреблениям на рынке. До сих пор сотрудничество каналов с ОТТ-сервисами - по крайней мере входящими в нашу ассоциацию, - было добровольным и продуктивным, на основании прямых договоров с вещателями. Хотелось бы сохранить принцип взаимной выгоды и в дальнейшем", - заметил Алексей Бырдин.

Говоря о том, приведет ли законопроект к перераспределению рекламных доходов телеканалов, он отметил, что интерактивные среды вещания открывают перед каналами перспективы дополнительных доходов за счет таргетирования рекламы. "В этом смысле ОТТ-сервисы являются крайне важным элементом инфраструктуры: они не только расширяют вещание на свою аудиторию, но и передают вещателям данные о зрителях, ту самую big data, которую Игорь Щеголев как-то назвал "новой нефтью". Я полагаю, что в перспективе нескольких лет и вещание в интерактивных средах, и, соответственно, доходы вещателей от размещаемой там рекламы могут достичь 20-25% от общего объема рынка телерекламы", - заявил Алексей Бырдин.

На место же уполномоченной организации, по его мнению, метит "Витрина ТВ". "Правда, не до конца понятно, как в новых условиях будут устроены отношения "Витрины ТВ" с вещателями, не входящими в этот консорциум, например с каналами ТВЦ, "МИР", "Спас", "Звезда" и др.", - заметил Алексей Бырдин.

По мнению академика Российской академии рекламы Вячеслава Черняховского, потребность в организации, предусматриваемой законопроектом, на рынке пока что отсутствует. "Назвать ее сегодня было бы некорректно. Но, вероятно, авторы законопроекта, предлагая свои, как они считают, эффективные механизмы контроля вещателей над содержанием телеканалов, распространяемых в сети интернет, имели в виду уже существующую структуру, потенциально готовую к предлагаемой роли. Она, по их мнению, в случае принятия пакета поправок в законодательство, будет способна в кратчайшие сроки отмобилизоваться, и, при наличии договоров с каналами, приступить к исполнению функций единого оператора - поставщика телевизионного контента для каналов первого и второго мультиплексов. Естественно, выбор структуры, ее дальнейшее курирование - обязанность и прерогатива Роскомнадзора. Картинка вырисовывается довольно радужная, но подождем и увидим конкретные результаты", - заключил Вячеслав Черняховский.

Что касается того, будет ли законопроект способствовать перераспределению рекламных доходов телеканалов, он заметил, что рынок телевизионной рекламы в России достаточно волатилен, в том числе и по причине краткосрочности планирования. "Данный факт затрудняет прогнозирование и предсказуемость продаж. Любое изменение баланса на рынке, тем более такое масштабное, как в предлагаемом законопроекте, окажет влияние на доходность участников рынка", - заявил Вячеслав Черняховский.