Новости / июль 2019
Маркировка передушит предпринимателей

© ComNews
24.07.2019

Внедрение системы маркировки продукции погубит малый и средний бизнес и ударит по покупательскому карману. Так считают представители региональных предприятий и предприниматели, которые приняли участие в организованной Торгово-промышленной палатой (ТПП) дискуссии с Минпромторгом и Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ, является оператором системы маркировки). По результатам встречи ТПП подготовит проект резолюции о проблемах маркировки, а затем направит его первому вице-премьеру Антону Силуанову. 

Руководитель гильдии кировских меховщиков Лев Лимонов говорит, что маркировка уже привела к закрытию микропредприятий региона. Упали продажи меха. 

"Накануне я разговаривал с директором самого известного нашего предприятия - слободской меховой фабрики "Белка". Ей в этом году исполнилось 126 лет. Чиновники бодро рапортуют, что производство меховых изделий в Кировской области увеличилось в несколько раз, рассказываю я директору. А она мне с юмором отвечает: у нас нет того, чего не выросло. У нас все просто рухнуло", - сказал Лев Лимонов. 

Он уверен, что магазинов, которые торгуют турецкими шубами и дубленками, из-за маркировки меньше не стало. Покупателям просто стали врать, что мех кировский, поэтому отечественное производство шуб в области на бумаге растет. 

"Если раньше покупатель, приходя в магазин, слышал честный ответ на вопрос "чьи шубы?", то сейчас меха все вдруг стали слободскими, а не китайскими. Государство же получило дополнительный доход. И немалый", - отметил Лев Лимонов. 

Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Краснодарского края Егор Робский предложил давать всем производителям льготные займы на приобретение оборудования для маркировки. 

"Мы понимаем, что маркировкой хотят защитить нашу продукцию от контрафакта, вместе с тем это неизбежные траты для предприятий. Надо адаптировать системы управления, и продажи, и склады, чтобы работать с маркированным товаром. Это затраты и человеческие, и денежные", - считает зампредседателя палаты. 

По словам Егора Робского, в большинстве случаев маркировка усложнит жизнь предпринимателей - увеличит налоговую нагрузку на бизнес, снизит его доходность. 

Со ним согласен технический директор калужского ООО "Молочное море" Игорь Лошаков. Он сказал, что предприятие дольше будет заносить информацию в систему, чем вести продукцию до полок магазинов. 

"Стоимость внедрения маркировки для нас высока. Мы уже находимся в другой учетной системе - "Меркурий". И там уже несем издержки. Стоимость маркировки единицы молочной продукции будет начинаться от 1 руб. К примеру, это увеличит цену пакета молока на 2%. Для социально значимого продукта - это очень высокая наценка", - подсчитал Игорь Лошаков. 

Он недоумевает, зачем защищать молочную продукцию от контрафакта. Для молочной отрасли маркировка принесет только дополнительную налоговую нагрузку. "Не думаю, что кто-то будет подделывать товарные позиции, стоимость которых менее 500 руб.", - полагает Игорь Лошаков. 

Начальник отдела департамента развития внутренней торговли систем цифровой маркировки Минпромторга Олег Тухватуллин ответил ему, что маркировка распространяется на те продукты, которые чувствительны к незаконному обороту товаров. 

"Говорить о том, что у нас подделывают только люксовые вещи или высокий ценовой сегмент - неверный подход. Так считаем не только мы, но и коллеги из Роспотребнадзора, Росздравнадзора. К нам обращались из молочной отрасли с просьбой ввести маркировку товаров", - сообщил Олег Тухватуллин.

Если сравнить с шубами, процент подделок среди шин на российском рынке маленький. Финансовый директор ООО "Континентал Калуга" Рафаэль Мансуров усомнился в необходимости маркировать шины. "Мы практически не находим контрафакта. Не хочу никого обидеть, но шину, в отличие от шуб, в подворотне сшить невозможно", - сказал Рафаэль Мансуров. 

Олег Тухватуллин заявил, что производители шин на недавней встрече с Минпромторгом высказали заинтересованность в введении маркировки продукции. 

У генерального директора ООО "Обувь" Светланы Гридякиной (фабрика в Тверской области) встали продажи. Предприниматели, которые торгуют ее домашней обувью, не понимают, куда в простых моделях онлайн-касс заносить информацию о товаре. 

"Мы выпускаем только комнатную обувь, и 80% наших покупателей - это маленькие магазинчики и рыночные ларьки. С марта этого года очень сильно просели продажи. Покупатели не понимают систем маркировки. Многие говорят, что им проще не связываться с моими тапками", - поделилась проблемой Светлана Гридякина. 

Бизнес-аналитик ЦРПТ Александр Долгиев напомнил ей, что сейчас нет запрета на покупку и продажу немаркированной обуви. Запрет станет действовать с 1 марта 2020 г. 

"Наши крупные клиенты спрашивают: а если мы не продадим вашу обувь до марта, как быть тогда? А мне самой как? Копеечные гостиничные тапочки тоже маркировать?" - воззвала к аудитории Светлана Гридякина. 

Главный экономист АО "Обувная фирма "Юничел" Оксана Надеина убеждена, что мелкая розница просто погибнет. Она считает, что главные цели маркировки недостижимы. "У нас так уже происходит с маркировкой шуб, потому что законодательно на границах нелегальный рынок не пресечен", - сказала эксперт. 

Оксана Надеина предложила ввести уголовное наказание за незаконное производство и ввоз нелегальной продукции. Экономист обувной фабрики уверена, что проверять надо импортеров и их продукцию, создавать реестр добросовестных производителей и такой же реестр для отечественных предприятий. 

Директор сочинского магазина "Детская обувь" Эмма Неврова сказала, что ей из-за маркировки придется закрыться. "У меня даже зимой были большие убытки. Чтобы купить компьютер, сделать программу, мне надо опять брать кредит. Мои оптовые поставщики из Краснодара, Ростова вообще не хотят регистрироваться. Говорят, что будут закрываться, потому что государство каждый год что-то придумывает. То коды на коробки, то фото, то артикул, то штрих-код. У нас нервы сдают. Нас просто уничтожают фактически", - говорит Эмма Неврова. 

Владелица нескольких обувных магазинов в Сочи Раиса Мартакова считает, что если государство таким образом решило навести порядок на рынке, то пусть власти за это и платят. "Вы снимаете с предпринимателей последнюю стружку. Мы закроемся. Если эта ситуация устраивает вас, то продолжайте душить нас дальше", - подытожила предприниматель.

Напомним, что в конце декабря 2017 г. президент России Владимир Путин одобрил решение правительства о создании на базе ЦРПТ единой национальной системы цифровой маркировки к 2024 г. Система, оператором которой является ЦРПТ, работает под брендом "Честный знак". В июле 2018 г. к проекту присоединилась компания "Атол" - производитель кассового оборудования, а также ООО "Такском", специализирующееся на электронном документообороте (ЭДО). Благодаря их присоединению с системой маркировки интегрированы доработанные онлайн-кассы и программы ЭДО.

Отметим, что для разных отраслей промышленности в России предусмотрены различные сроки внедрения маркировки. Для табачной индустрии - это 1 марта 2019 г., обувной - 1 июля 2019 г., производства лекарств по программе высокозатратных нозологий - 1 июля 2019 г., производства товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, шин и покрышек, фотоаппаратов - 1 декабря 2019 г., производства всех лекарственных препаратов - 1 января 2020 г. 

При этом переход на работу с маркировкой будет происходить в несколько этапов. Сначала будут проводиться пилотные проекты в установленных Министерством промышленности и торговли РФ секторах рынка торговли, затем состоится обязательный переход бизнеса на работу с новой системой.

Ранее представитель пресс-службы ЦРПТ сообщал, что в соглашение о государственно-частном партнерстве, подписанном на ПМЭФ между ЦРПТ и Минпромторгом, вошло 13 товарных групп: меховые изделия, молочная и табачная продукция, лекарственные препараты, духи и туалетная вода, шины и покрышки, пять категорий товаров легкой промышленности, обувь, фотокамеры и вспышки (см. новость ComNews от 16 июля 2019 г.).

"Правительством утверждены следующие сроки по введению обязательной маркировки: меховые изделия - с 1 июня перешли в систему "Честный знак".  Сигареты - с 1 марта, обувь - с 1 июля, лекарственные препараты: из перечня препаратов для "высокозатратных нозологий" - 1 октября 2019 г., все лекарства - 1 января 2020 г. С февраля 2017 г. в фармотрасли идет "пилотный" проект. Легкая промышленность, духи, шины, фотокамеры - с 1 декабря 2019 г.  

"Правительством утверждены следующие сроки по введению обязательной маркировки: меховые изделия - с 1 июня перешли в систему "Честный знак".  Сигареты - с 1 марта, обувь - с 1 июля, лекарственные препараты из перечня препаратов для "высокозатратных нозологий" - 1 октября 2019 г., все лекарства - 1 января 2020 г. С февраля 2017 г. в фармотрасли идет "пилотный" проект. Легкая промышленность, духи, шины, фотокамеры - с 1 декабря 2019 г.  

C 15 мая стартовал эксперимент по маркировке фотоаппаратов, 20 июня - по маркировке шин. В рамках пилотного проекта, который продлится до 30 ноября 2019 г., будут маркироваться товары легкой промышленности (предметы одежды, включая рабочую одежду, блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия, а также постельное, столовое, туалетное и кухонное белье). 

С 15 июля 2019 г. запущен эксперимент по маркировке молочной продукции, упакованной в потребительскую тару, который продлится до 29 февраля 2020 г.

С 1 июля в России прекратился выпуск немаркированной табачной продукции. На данный момент все компании-производители, представленные на рынке табака, зарегистрированы и работают в системе. JTI, "Филип Моррис Интернэшнл", "БАТ Россия" и "Империал Тобакко", выпускающие более 98% табачной продукции, осуществили переход на выпуск маркированной продукции досрочно. На сегодня в системе зарегистрировано более 36 тыс. ИНН организаций и индивидуальных предпринимателей - это более 110 тыс. торговых точек. Сейчас система маркировки в сутки обрабатывает информацию о 32 млн пачек, из розницы поступает 120 тыс. чеков. 

Пилотный проект по маркировке и прослеживанию обуви проходил с 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г. За это время его участниками стали более 2000 компаний, выпущено более 75 млн цифровых кодов. Лидерами по количеству заказанных кодов стали "Кари", "Спортмастер", "Детский Мир", "Зенден" и "Адидас". В июле начинается обязательная маркировка обуви, переход к которой будет осуществлен поэтапно: с 1 июля 2019 г. проводится регистрация участников оборота обувных товаров. С 1 октября 2019 г. предоставляется доступ к устройствам регистрации эмиссии кодов маркировки, начинается добровольная маркировка и передача сведений в систему мониторинга, начинается маркировка остатков обувных товаров. С 1 марта 2020 г. запрещен оборот немаркированных обувных товаров. До 1 апреля 2020 г. необходимо промаркировать остатки, приобретенные до 1 марта 2020 г., но полученные после 1 марта 2020 г.", - сообщил тогда представитель пресс-службы ЦРПТ.  

Он добавил, что на основании 488-ФЗ о внесении изменений в ФЗ №381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и ст.4.4 и 4.5 в ФЗ №54 "О применении ККТ при расчетах в РФ" операторы фискальных данных осуществляют передачу данных из чеков в систему.

"Все ОФД обеспечивают передачу данных из чеков, сформированных участниками оборота, в систему маркировки и прослеживания "Честный знак". Некоторые ОФД реализовали возможность регистрации в системе через свои личные кабинеты и продолжают развивать свои сервисы. Магазину, который использует сервис ОФД, достаточно зайти в свой кабинет и нажать кнопку "зарегистрироваться", - объяснил ранее порядок представитель пресс-службы ЦРПТ.