Новости / июль 2019
Рубрики: ОтчетыКонтент
У "Яндекса" растет сегмент такси

© ComNews
29.07.2019

За II квартал 2019 г. выручка холдинга "Яндекс" выросла по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 40% до 41,4 млрд рублей. Чистая прибыль "Яндекса" составила 3,4 млрд руб., снизившись на 3%. Выручка бизнеса такси продолжает расти впечатляющими темпами, она прибавила 116,8% год к году - до 8,8 млрд руб.

Как сообщает пресс-служба "Яндекса", по сравнению со II кварталом прошлого года в 2019 г., без учета "Яндекс.Маркета", скорректированная чистая прибыль холдинга увеличилась на 31% и составила 6,9 млрд руб. Ее рентабельность к выручке - 16,6%. Скорректированный показатель EBITDA, без учета "Яндекс.Маркета", вырос по сравнению с аналогичным показателем за 2018 г. на 48% - до 13,1 млрд руб. Рентабельность скорректированного EBITDA к выручке - 31,6%.

"В этом квартале у нас отличные результаты - рост выручки составил 41% по сравнению с предыдущим годом без учета показателей "Яндекса.Маркета", - сказал операционный и финансовый директор Яндекса Грег Абовский. - Сегмент такси во втором квартале вышел на прибыль и в который раз показал трехзначный рост. Рентабельность нашего сервиса онлайн-заказа такси продолжила расти, а юнит-экономика бизнеса по доставке еды значительно улучшилась. Недавно мы объявили о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний "Везёт". Мы продолжим активно развивать такси в регионах, а также инвестировать в технологии и безопасность на этом рынке".

Выручка, относящаяся к сегменту "Такси", во II квартале 2019 г. выросла на 116% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 г. и составила 21% в структуре общей выручки компании. Такой рост компания связывает с ростом количества поездок и оптимизицией бонусов партнерам. Число поездок "Такси" выросло на 49% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г. Рост выручки также связан с быстрым увеличением доходов "Яндекс.Такси" для бизнеса и фудтех-направления, считают в холдинге.

Прочие доходы во II квартале 2019 г. выросли по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г. на 207% и составили 8% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервиса "Яндекс.Драйв", ростом доходов медиасервисов от продаж подписок, а также с проектами в области интернета вещей, сообщает компания.

Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 19% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г. В структуре общей выручки "Яндекса" во втором квартале 2019 г. она составила 70%. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах "Яндекса" и на сайтах рекламной сети. Без учета выручки "Яндекс.Маркета" за II квартал 2018 г. выручка от продажи интернет-рекламы во II квартале 2019 г. выросла на 21% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г.

Выручка от продажи рекламы на сайтах "Яндекса" увеличилась на 21% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г. и составила 55% от общей выручки компании во II квартале 2019 г. Без учета выручки "Яндекс.Маркета" за II квартал 2018 г. выручка от продажи интернет-рекламы на сайтах "Яндекса" во втором квартале 2019 г. выросла на 24% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2018 г.

Выручка от продажи рекламы на сайтах рекламной сети "Яндекса" выросла на 12% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г. В структуре общей выручки компании во втором квартале 2019 г. она составила 15%. Рост связан в основном с увеличением вклада средних и малых партнеров рекламной сети.

По данным аналитического сервиса "Яндекс.Радар", за II квартал 2019 г. количество поисковых запросов увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г. на 9%. Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) составила в среднем 56,9%, тогда как во II квартале 2018 г. она составляла 56,2%, а в первом квартале 2019 г. - 57,0%. 

Количество платных кликов на сайтах "Яндекса" и на сайтах его рекламной сети выросло в целом на 17% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2018 г. Средняя цена за клик выросла на 2%. 

"Наша выручка растет более чем на 40% год к году уже пятый квартал подряд, - говорит руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож. - Многолетние инвестиции позволили нам выстроить надежную экосистему, которая обеспечивает быстрый рост как давно существующих, так и новых бизнесов. В результате наши нерекламные бизнесы приносят компании уже почти треть выручки. Впечатляет успех наших беспилотных автомобилей, в которых задействованы передовые разработки "Яндекса" в области машинного обучения. Алиса, наш голосовой помощник, осваивает все новые и новые платформы, помогая людям повсюду - и дома, и за рулем".

Финансовые результаты "Яндекс" за II квартал превзошли ожидания рынка, отмечает аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин. Темпы роста продемонстрировали все основные сегменты и бизнесы компании. На фоне роста доли "Яндекса" в поиске и расширения рынка интернет-рекламы выручка поискового сегмента прибавила 21,4% год к году, а выручка от интернет-рекламы увеличилась на 19% год к году. Рентабельность скорректированной EBITDA поиска едва изменилась по сравнению с прошлым кварталом и снизилась на 1,4 п.п. год к году, по большей части из-за низкомаржинальных продаж IoT-устройств, рассказывает аналитик.

По словам Артема Михайлина, дополнительную поддержку "Яндекс.Такси" оказывают прочие быстрорастущие направления внутри сегмента, включая сервис "Яндекс.Еда". "Прошедший квартал стал первым, когда весь сегмент продемонстрировал положительную скорректированную EBITDA в 423 млн руб. за счет стремительного роста рентабельности основного бизнеса такси. Закрытие сделки по покупке активов ГК "Везет"" должно состоятся до конца года, что может привести к значительному изменению показателей сегмента во втором полугодии 2019 г.", - говорит специалист. 

В "Велес Капитал" полагают, что количество поездок "Яндекс.Такси" после консолидации данных активов может вырасти примерно на 360 млн в год. 

Менеджмент Яндекса пока не комментирует возможность вето по сделке со стороны Mail.ru Group и сообщает, что, согласно заявлению ГК "Везет", компания не нарушала обязательства по конвертируемому займу. Что касается конкуренции со стороны СП ПАО "Сбербанк" и Mail.ru Group менеджмент "Яндекса" заявил, что компания уверенно себя чувствует и на рынке доставки еды, и на рынке такси, ожидает расширения данных рынков в будущем.    

В сегменте объявлений у "Яндекса" произошло некоторое замедление темпов роста выручки до 42,3% год к году в силу эффекта высокой базы на фоне прекращения офлайн-эксперимента Auto.ru. Медиа-сервисы и эксперименты прибавили по выручке 122% и 203% год к году соответственно. В сегменте экспериментов впечатляющие темпы роста демонстрирует каршеринг-сервис "Яндекс.Драйв", который теперь приносит более 50% выручки сегмента и имеет в распоряжении 10 тыс. автомобилей, а также "Яндекс.Дзен" и гео-сервисы. 

"Мы по-прежнему полагаем, что "Яндекс.Драйв" наиболее вероятный претендент на вывод из структуры экспериментов в отдельный сегмент. Менеджмент сообщил, что также рассматривает для каршеринга варианты взаимодействия с "Яндекс.Такси". Сегменты экспериментов и медиа-сервисов остаются в инвестиционной стадии и по-прежнему имеют отрицательную скорректированную EBITDA", - сказал Артем Михайлин. 

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин считает, что "Яндекс" оправдал высокие прогнозы рынка. "Скорректированные показатели выручки и чистой прибыли компании, в которых не учитывалась сумма вознаграждения партнерам и финансовые результаты "Яндекс.Маркета", выросли во втором квартале на 45% и 31% до 35,8 млрд руб. и 6,8 млрд руб. соответственно. Скорректированная аналогичным образом выручка и чистая прибыль компании за первое полугодие повысились на 47% и 39% соответственно. Таким образом, "Яндексу" удается поддерживать интерес рынка к своим бумагам за счет высокого, но постепенно замедляющегося прироста выручки и прибыли в секторе интернет-рекламы и увеличения доли в выручке быстро растущего бизнеса "Яндекс.Такси"", - обобщил Александр Осин. 

На основании этих данных "Яндекс" повысил прогноз по выручке на 2019 г. без учета результатов "Яндекс.Маркета" до 32–36% против 30%-34% ранее. "Этот прогноз, впрочем, уже учтен рынком в ценах, и главная проблема для бизнеса Яндекса - высокие показатели мультипликаторов. Сейчас компания торгуется с мультипликатором РЕ на уровне около 30х", - рассказывает Александр Осин. 

Он говорит, что в рамках тренда выручки и чистой прибыли, при небольшом их замедлении в 2020 г. рынком ожидается снижение расчетного показателя капитализации к чистой прибыли компании (РЕ) до 22х.

"Но и этот уровень будет выше текущего значения РЕ для технологических компаний, входящих в расчет индекса S&P 500. При этом рассчитанное с учетом инфляции значение дохода на акцию этих технологических компаний, полученное на основе РЕ, сейчас близко к десятилетним максимумам. В случае ускорения инфляции в США до 3%-4% данные показатели, исходя из исторических аналогий, будут оказывать существенное понижающие давление на цены компаний технологического сектора", - ожидает Александр Осин. 

Специалист прогнозирует рост параметров выручки и чистой прибыли компании в III кв 2019 г. до 43,6 млрд руб. и 7,4 млрд руб.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын уверен, "Яндекс" научился искусно управлять стоимостью. Менеджмент поначалу дает относительно консервативные прогнозы по итогам предстоящего года, а потом постепенно их повышает, что вызывает большой энтузиазм фондового рынка, говорит он. 

"Российскому поисковому гиганту удается увеличивать выручку быстрее, чем любой другой сопоставимой по размерам российской ИТ-компании. По сравнению с прошлым кварталом выручка увеличилась на 41%. Рентабельность по чистой прибыли (16,6%), хотя и очень высокая в сравнении с российскими ИКТ-компаниями, но остатся относительно слабым звеном на фоне зарубежных аналогов. Стоимость акции "Яндекса" достигла максимального в этом году уровня, и временами поднималась выше 2600 руб.", - сказал Леонид Делицын. 

Наиболее сильное и негативное влияние ситуация с СП Сбербанка и Mail.ru Group оказывает сейчас, полагает специалист (см. новость ComNews от 26 июля 2019 г.). Но ее компенсируют удачные результаты "Яндекс.Такси". "В будущем внимание игроков рынка будет поглощено возможным IPO именно этого проекта. Сейчас большинство аналитиков на глобальных биржах рекомендует покупать акции, рекомендаций на продажу почти нет. Средний прогноз стоимости акции составляет $46,67, при текущей стоимости $38,41. Наиболее оптимистические цели достигают $55. В случае смягчения глобальной политической напряженности эти цели вполне могут быть достигнуты", - прогнозирует аналитик.