© ComNews
29.07.2019

По итогам 2018 г. объем российского рынка коммуникационных API увеличился на 91% по отношению с 2017 г., и составил 2,6 млрд руб. Такие данные приводит "ТМТ Консалтинг". В прошлом году абонентская база API-сервисов составила 47,8 тыс. компаний, увеличившись на 71% по отношению к позапрошлому году. В ближайшие пять лет активный рост абонентской базы продолжится, ожидают аналитики.

Рынок коммуникационных API находится в начальной стадии развития, говорится в исследовании "ТМТ Консалтинг". Специализированных компаний, которые обладают собственными платформами и предоставляют услуги на рынке CPaaS, пока немного. Аналитики охватили все коммуникационные услуги, которые предоставляют операторы связи и ИТ-компании через открытое API. В основном это ВАТС, IVR, Callback, Call Tracking, интеллектуальная маршрутизация звонков, голосовые боты, отправка/получение SMS-сообщений и сообщений через мессенджеры (за исключение массовых рассылок). 

По подсчетам "ТМТ Консалтинг", лидером российского рынка по доходам с долей 27% в 2018 г. стала компания МТТ. Оператор активно продвигает свою API-платформу "Гнездо", дополняя ее новыми услугами.

"МТТ одним из первых вышел на рынок Telecom API в России, консолидировав различные решения в единую и понятную для клиентов платформу, по лучшим практикам глобальных игроков, например, таких как Twilio, - говорит генеральный директор ОАО "МТТ" Евгений Васильев. - Сейчас ARPU компании превышает средний по рынку более чем в 10 раз - средний чек составляет 80 тыс. руб. в месяц".

Первое место по количеству компаний-клиентов (42%) и второе место по выручке (20%) принадлежит компании Voximplant. Она владеет одноименной облачной API-платформой, которая позволяет разработчикам интегрировать функционал телефонии и аудио/видео коммуникаций в веб/мобильные приложения. 

Второе место по натуральным показателям (23%) и третье место по доходам (14%) занимает "Манго Телеком". Услуга оператора "API-интеграция" включает в себя как готовые интеграции с популярными CRM-системами через API, так и самостоятельные интеграции клиентов через API-конструктор. 

В целом по рынку в структуре доходов по услугам основная доля принадлежит подключаемому через API функционалу ВАТС, который необходим для интеграции с CRM. "В прогнозном периоде наиболее активно будет развиваться подключение через API функционала распознавания и синтеза речи в реальном времени, а также отправка и получение сообщений через мессенджеры", - полагают аналитики "ТМТ Консалтинг". 

Потенциал роста российского рынка они видят в переходе крупных компаний с использования собственной инфраструктуры и присоединения по SIP - на API-интерфейсы с полной реализацией сервиса на стороне оператора. 

По наблюдениям "ТМТ Консалтинг", рынок прирастает новыми игроками. В мае этого года ПАО "ВымпелКом" запустил B2S-платформу для интернет-сервисов. На прошлой неделе Группа "Тинькофф" заявила о старте продаж корпоративным клиентам технологий для преобразования и синтеза речи Tinkoff VoiceKit. ПАО "МТС" готовит к запуску в этом году своего "голосового помощника".  

Аналитики "ТМТ Консалтинг" считают, что на российском рынке унифицированных коммуникаций игроки сфокусированы на решениях, которые повышают эффективность взаимодействия с клиентами от их привлечения до продаж и обслуживания. Вследствие этого процесса растет количество интеграций у провайдеров ВАТС - в части офисных и прикладных систем, колл-трекинга и мессенджеров.

Также в "ТМТ Консалтинг" отмечают, что увеличивается спрос на интеграцию в рабочую среду устройств на основе голосовых платформ. В облачные омниканальные платформы все активнее внедряются голосовые и чат-боты, чтобы повысить качество управления взаимодействиями с клиентами. Растет и спрос на функционал распознавания речи и расширение аналитического функционала на платформах ВАТС и CPaaS, в том числе с использованием инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения. 

В разговоре с ComNews в "ТМТ Консалтинг" сообщили, что прогнозируют объем российского рынка коммуникационного API на уровне в 4,5 млрд руб. к концу этого года.

В пресс-службе МТТ с результатами исследования согласились. "Рынок коммуникационного API растет очень быстро по отношению к другим сегментам Unified Communications и ИТ-рынков. МТТ фокусируется на высокомаржинальных рынках, и именно это направление в компании сейчас показывает высокую динамику роста. Мы намерены сохранять лидирующее положение, предвосхищая запросы клиентов", - заявили в пресс-службе компании.