© ComNews
20.08.2019

Институт развития интернета (ИРИ) провел анализ российских программных продуктов для Smart TV на предмет замещения иностранных сервисов отечественными аналогами. Исследование коснулось таких категорий, как онлайн-кинотеатры, ТВ-сервис, видеохостинг, музыкальный сервис и радио. Согласно результатам исследования, в наиболее востребованных категориях Smart TV уже представлены и предустанавливаются российские приложения. Однако в сопутствующих категориях, при наличии разнообразной линейки в магазине, в предустановленной панели отечественные приложения представлены недостаточно, а иногда и отсутствуют при наличии иностранных аналогов.

В ходе исследования специалисты ИРИ рассмотрели устройства таких производителей, как LG, Samsung, Xiaomi, Sony, Panasonic, а также наиболее популярные и распространенные платформы.

Согласно результатам исследования, на всех платформах наряду с иностранными аналогами российские приложения установлены в категории "Онлайн-кинотеатры". В целом все предложенные приложения являются российскими в продукции Xiaomi. Лидируют российские каналы у Xiaomi, Sony, Panasonic. Как отмечают авторы исследования, магазин, установленный на SmartTV данных производителей, предоставляет пользователю разнообразные приложения под разные запросы зрителей, в частности Первый канал, ТНТ и СТС.

Отсутствуют российские сервисы, согласно исследованию, в предустановках у LG и Samsung в категории "ТВ-сервис" - при наличии иностранного Google Play Movies & TV. Помимо того, при наличии иностранных сервисов в магазине, российские игроки слабо представлены в панели предустановок в категории "Видеохостинг". Что касается категории "Музыкальный сервис / радио", так как данная категория является расширенной функцией платформы Android, в продукции таких производителей, как LG и Samsung, предустановки отсутствуют. Устройства производства Sony предлагают иностранные Sony-радио и Berliner Philharmoniker, телевизоры Panasonic - наоборот, только "Россию ТВ".

Как утверждают авторы исследования, иногда наличие в Smart TV иностранных приложений является результатом не только как таковых предустановок. Причиной в некоторых случаях также служит невозможность попадания отечественных приложений на главный экран. Таким образом, как отмечают авторы исследования, вопрос предустановленных приложений трансформируется в условия попадания приложений на главный экран, а также их поддержки на данной позиции.

Относительно предустановки приложений они заявляют следующее: "Различные вендоры предустанавливают различные пакеты приложений, что обусловлено договоренностями с разработчиками приложений. Наряду с российскими приложениями фигурируют такие иностранные приложения, как YouTube, Netflix, Amazon Prime video. Сервис Amazon Prime video на данный момент не локализован на территории Российской Федерации, что затрудняет его использование. Кроме того, зачастую предустановленные приложения невозможно удалить (в том числе с главного экрана). Таким образом, нелокализованное приложение может занимать выгодное место на главном экране, ограничивая возможности для размещения там российских сервисов".

Относительно существующей с приложениями Smart TV ситуации генеральный директор ИРИ Сергей Петров заявил следующее: "По оценкам экспертов, каждый второй приобретенный в России в январе-июне 2019 г. телевизор поддерживает функции Smart TV. Это быстрорастущий рынок, который позволяет расширять аудиторию не только отечественных сервисов, но и качественного отечественного контента. Мы рады наблюдать на рынке умного телевидения благоприятную ситуацию для российских игроков, однако привилегии для иностранных приложений не совсем рациональны и противоречат праву зрителей на свободу выбора".

По мнению директора по развитию бизнеса, партнерств и платной модели ivi.ru Ирины Грандель, замена модели потребления контента - "те реалии, в которых мы сейчас находимся". В настоящее время Smart TV идет к тому, чтобы стать основным экраном домашнего видеопотребления, что является существенным стимулом к более качественному развитию для российских игроков. Об этом рассказала корреспонденту ComNews Ирина Грандель, добавив, что комплексные изменения в развитии сервисов ставят их на один уровень с глобальными конкурентами. "Отсюда нет оснований сомневаться в их возможности заменить глобальные аналоги во всех заявленных категориях", - указала Ирина Грандель.

В онлайн-кинотеатре Okko комментариев корреспонденту ComNews не предоставили.

Напомним, что недавно, в середине августа, ИРИ представил данные исследования отечественных программных продуктов для ноутбуков и ПК, также нацеленного на выявление российских аналогов иностранных сервисов. Согласно исследованию, в шести из восьми категорий отечественные программные продукты могут стать достойной альтернативой иностранному ПО для предустановки на персональные компьютеры и ноутбуки. Помимо того, ранее институт провел аналогичное исследование по смартфонам - исследование альтернатив иностранным программным продуктам, которые могли бы войти в реестр обязательных отечественных мобильных приложений (см. новость ComNews от 12 августа 2019 г.).

Как ранее сообщал ComNews (см. новость ComNews от 22 июля 2019 г.), проект Федерального закона "О внесении изменения в ст.4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", вменяющий в обязанность предустановку на смартфоны, компьютеры, ноутбуки Smart TV и другую технику программного обеспечения российских разработчиков, был внесен на рассмотрение в Государственную Думу 21 июля. При этом в ходе состоявшегося 31 июля в Аналитическом центре при правительстве РФ совещания по поводу создания реестра локализованных приложений для выполнений требования по предустановке российского ПО на абонентские устройства (см. новость от 1 августа 2019 г.) законопроект не был поддержан игроками рынка. Помимо того, дискуссия между участниками совещания зашла в тупик по причине отсутствия у них четкого понимания критериев "российскости" продуктов.