Новости / август 2019
Треть россиян пострадали от телефонных мошенников

© ComNews
26.08.2019

Около трети россиян признались, что они или их близкие теряли деньги в результате телефонного мошенничества. К таким выводам пришла "Лаборатория Касперского", опросив граждан. Причем почти каждый десятый говорил о том, что речь идет о значительной сумме. Однако только 4% респондентов отметили, что обращались в правоохранительные органы с целью привлечь к ответственности телефонных мошенников.

Компания OMI по запросу "Лаборатории Касперского" опросила 1000 россиян в июне этого года. Суммы ущерба каждый определял для себя сам и выбирал из двух вариантов ответа: "да, значительную сумму" или "да, незначительную сумму". "Мы не уточняли сумму, а ориентировались именно на ощущения респондентов - например, при приеме заявления в полиции пострадавший указывает сам, является ли украденная сумма для него значительной или нет", - пояснили ComNews в пресс-службе "Лаборатории Касперского".

Ведущий антивирусный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов рассказал ComNews, что мошенники уже много лет звонят и пытаются выманить у жертвы пароли и/или коды двухфакторной авторизации для входа в личный кабинет или подтверждения перевода денег. Однако за последний год количество подобных звонков увеличилось во много раз. "Методы телефонных мошенников постоянно меняются, так как с повышением цифровой и финансовой грамотности населения старые подходы уже не работают. В последние несколько месяцев мы видим применение средств автоматизации - например, пользователь слышит записанное сообщение о якобы зафиксированной мошеннической операции, если он ее не совершал, просят нажать клавишу "1", - попытки использования программ для удаленного управления устройствами, использование информации из украденных баз данных. Подобного рода звонки поступают практически постоянно, и, к сожалению, вряд ли эта тенденция изменится", - сетует он.

Обычно мошенничество происходит по следующей схеме: аферисты звонят с поддельного номера либо с номера, который раньше действительно принадлежал банку, представляются сотрудниками финансовой организации и выманивают у жертвы пароли и/или коды двухфакторной авторизации для входа в личный кабинет и/или подтверждения перевода денег.

Как выяснила "Лаборатория Касперского, "многие абоненты стремятся оградить себя от подобного общения. Так, 17% отметили, что используют специализированное ПО для защиты от спама и мошенничества, а 37% - встроенные средства телефона, например черные списки. Тем не менее каждый пятый опрошенный россиянин (21%) не применяет вообще никаких решений. Половина же респондентов (51%) просто не берут трубку, если видят на экране неизвестный номер.

"По нашим данным, если абоненту звонят и сообщают, что с его карты проведена подозрительная трансакция, то с вероятностью более 90% это мошенники. Однако, остается возможность того, что это на самом деле звонят из банка, поэтому не стоит сразу без разбирательства сбрасывать такой звонок. Чтобы обезопасить себя, рекомендуем воспользоваться специальными решениями, которые в том числе помогают защититься от определенных форм мошенничества", - отмечает старший системный аналитик "Лаборатории Касперского" Дмитрий Волгин.

"Не стоит торопиться, отвечая на звонок банка, - если это реальные специалисты кредитной организации, они всегда с пониманием отнесутся к просьбе перезвонить в удобное для вас время, в отличие от мошенников, которые стремятся использовать такую ситуацию, - продолжил вице-президент группы по борьбе с финансовыми мошенничествами и претензионной работе Райффайзенбанка Дмитрий Бабин. - Самый надежный способ проверить подлинность обращения - перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне вашей карты".

Чтобы не попасться на удочку телефонных мошенников, "Лаборатория Касперского" порекомендовала пользователям с осторожностью относиться к звонкам от незнакомых людей, представляющихся сотрудниками банка, представителями государственных учреждений и т.д., помнить о том, что ни при каких обстоятельствах сотрудники банка не будут просить вас назвать пин-код от карты или сообщить данные вашей учетной записи в онлайн-банке, а также одноразовые пароли, которые приходят по СМС.