корреспондент ComNews.ru
© ComNews
26.08.2019

В преддверии 1 сентября Институт развития интернета (ИРИ) предложил Министерству просвещения внести занятия по киберспорту в факультативную программу школ для подростковой и юношеской возрастных групп. В Минпросвещения не поддержали предложение ИРИ. Однако есть ощущение, что мы еще услышим об инициативах, подобных той, что предложил ИРИ, ведь компьютерные игры - индустрия с совсем не детскими объемами.  

Речь идет о пилоте в рамках федеральных проектов "Современная школа" и "Цифровая образовательная среда". Как отмечают в ИРИ, инициатива подготовлена в продолжение обсуждаемого в Минпросвещения РФ дополнения к Федеральному государственному образовательному стандарту - расширение курса математики на начальной ступени основами программирования и компьютерной грамотности, внесение изменений в традиционный предмет "Информатика".

Генеральный директор ИРИ Сергей Петров при этом отметил, что ИТ-индустрия нуждается в притоке квалифицированных кадров, которых не хватает уже сегодня, и этот дефицит будет только расти. По его словам, результаты опроса 10 тыс. студентов-программистов, проведенного интернет-сервисом HackerRank, показали, что 65% опрошенных - самоучки. А по данным глобальных диджитал-отчетов, около 25% создателей новых вирусов и вредоносных сайтов - вчерашние подростки, которые начали просто интересоваться программированием. "Таким образом, путь эффективного представителя ИТ-сферы начинается с самообразования и прокладывается еще в период обучения в школе", - отметил Сергей Петров.

Идея вводить в школьную программу занятия по игровым дисциплинам сама по себе интересна. Смущает, однако, список тех игр, которые Минпросвещения было предложено включить в факультативы для школьников.

Как сообщило издание РБК со ссылкой на письмо, направленное ИРИ в Минпросвещения, среди предложенных игр: Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame (см. новость на ComNews от 22 августа 2019 г.). ИРИ утверждает, что перечисленные игры развивают у детей и подростков стратегическое мышление, скорость реакций, логику и другие полезные навыки.

Это, однако, не бесспорное утверждение. Есть и иное мнение, которое заключается в том, что любая компьютерная игра развивает в первую очередь навык, необходимый для этой конкретной игры. И ничего больше. И школьникам куда полезнее было бы научиться, скажем, работать в Excel, чем подрывать нарисованные танки. 

Список ИРИ примечателен тем, что представленные в нем игры (по крайней мере - большинство) - коммерческие продукты, которые изначально создавались не с развивающей целью. Они нацелены на то, чтобы продавать "волшебные топоры", "кубки", "зелья" и прочую внутриигровую атрибутику, и как можно дольше не отпускать из цепких цифровых лап любителей погрузиться в игровую реальность. Заводить туда неокрепшие умы, даже за руку и с благими целями - опасное намерение. 

Между тем отметим: за прошлый год россияне потратили на компьютерные игры более $736 млн. Рынок PC-игр в России вырос на 9%, а лидирующие позиции занимают игры модели free-to-play (f2p), суммарно заработавшие более $456 млн (см. новость ComNews от 21 февраля 2019 г.).  

Как следует из доклада PwC, мировой рынок киберспорта в 2018 году достиг $775 млрд, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. В России в 2018 году киберспортивный рынок оценивается в $3,1 млрд. Киберспортивные трансляции посмотрело 22 млн человек - таким образом, Россия оказалась на третьем месте в мире по данному показателю, ссылается PwC на исследование компании NewZoo, которая занимается игровой и киберспортивной аналитикой.

Иными словами, игровая индустрия - огромный рынок. И складывается ощущение, что многие производители игр были бы совсем не против того, чтобы попасть в школьную программу, пускай даже факультативно. Ведь если такие инициативы так или иначе найдут отклик у регуляторов, то за счет бюджетных средств производители выбранных игр получат возможность "вскармливать" новую аудиторию.  

В этот раз Министерство просвещения России не поддержало предложение ИРИ включить в школьную программу Dota 2, Minecraft и другие компьютерные игры. Как сообщило агентство ТАСС со ссылкой на пресс-службу министерства, школьная программа уже рассчитана на допустимую нагрузку детей, добавление новых предметов приведет к переутомлению школьников.

Однако, если бы ИРИ, например, предложило для занятий список игр от российских разработчиков, которые бы, допустим, правильно оценивали в своих продуктах историю Отечества, возможно Минпросвещения сказало бы "да". Так что есть ощущение, что мы еще услышим об инициативах, подобных той, что выдвинул ИРИ, ведь компьютерные игры - индустрия с уже давно совсем не детскими объемами.  

Когда-то малоизвестная и не такая огромная, как сейчас, компания Apple (в "досмартфонную" эпоху) была известна тем, что успешно оборудовала кабинеты американских школ и университетов своими компьютерами. Но есть разница в том, чтобы раздавать учащимся "удочки" или "рыбу". Игровой контент - это конечный продукт, который не может послужить инструментом.