© ComNews
10.09.2019

На должность генерального директора АО "МегаФон Ритейл" назначен Андрей Левыкин. Он сменит Кирилла Шибанова, который покинет компанию в течение сентября. "МегаФон" запланировал в следующие несколько лет полностью трансформировать собственную розницу. Андрей Левыкин продолжит развивать направление и займется новым проектом компании в сфере телеком-ретейла - "Салоны Будущего".

В "МегаФоне" сообщили, что Кирилл Шибанов принял решение заниматься собственными проектами. Главными задачами Андрея Левыкина (на фото) станут дальнейший рост эффективности розничной сети оператора и реализация цифровой трансформации с внедрением инновационного формата телеком-ретейла.

"Мы признательны Кириллу Шибанову за годы сотрудничества и достигнутые успехи в развитии розничной сети "МегаФона". Как оператор цифровых возможностей, мы отлично знаем, как тесно связаны телекоммуникационные сервисы, банковские продукты и традиционные каналы коммуникации с потребителем. В 2019 г. "МегаФон" приступил к реализации уникального проекта телеком-ретейла "Салоны Будущего". Уверен, опыт Андрея Левыкина в коммерческой сфере и знание инфраструктурных решений позволят "МегаФону" достичь поставленных целей по развитию сети салонов связи "МегаФон Ритейл" и предоставить клиентам сервис высшего цифрового качества", - отметил генеральный директор "МегаФона" Геворк Вермишян.

Руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юрий Нехайчук сказал корреспонденту ComNews: "Во-первых, наработки в области анализа и алгоритмы обработки больших данных мы начнем использовать для выбора локаций салонов, в подборе новых сотрудников и поиске лучших сотрудников из штата именно на эту локацию, а также для определения ассортимента в салоне, персональных предложений для каждого клиента и поиска лучших сценариев продажи. Во-вторых, мы намерены полностью изменить внешний и внутренний вид салонов, установить новое оборудование и новый ассортимент, изменить профиль сотрудников и подходы к образованию, организовать чилаут-зоны и запустить проекты по цифровому образованию клиентов. Созданная в салоне зона самостоятельного обслуживания клиентов позволяет сделать процесс обслуживания более комфортным и располагает клиента к общению, развитию, обучению новым возможностям. Все это дополняется персонализированным отношением консультантов и специальными предложениями для каждого клиента. По итогам пилотной трансформации салонов мы видим, что совокупность всех изменений дает положительные результаты, включая показатели трафика клиентов в салоны", - прокомментировал он и добавил, что запущено несколько стартовых пилотных салонов. "Уже сейчас мы видим эффект от новых салонов: рост трафика, прирост по выручке на салон, прирост по продаже смартфонов на салон, прирост по продаже аксессуаров, прирост по стоимости единицы товара. В ближайшее время мы начнем постепенно распространять этот опыт на всю нашу розничную сеть", - заявил Юрий Нехайчук.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин отметил, что "МегаФону" нужен любой вариант увеличения продаж или повышения рентабельности. Соотношение капитализации к чистой прибыли компании находится на крайне высоком уровне 23х. "В IV квартале 2018 г. - I квартале 2019 г. чистая рентабельность "МегаФона" упала до 1-3% против порядка 8% в среднем в I квартале 2013 г. - III квартале 2018 г. В 2006-2012 гг. этот показатель достигал 24%. На фоне падения маржи обострились проблемы, связанные с долговой нагрузкой компании. Чистый долг к EBITDA "МегаФона" вырос в текущем году до 3,4х против 2х годом ранее и находится на считающихся - с точки зрения среднесрочного периода - неприемлемо высокими для корпоративных эмитентов уровнях. "Мегафон" использует опыт МТС. Недавно было объявлено об открытии МТС и "М.Видео-Эльдорадо" кобрендового магазина цифровой электроники и связи "МТС+М.Видео". Однако важно отметить: МТС не открывает собственную розничную сеть а осторожно тестирует рынок на чужих, арендованных торговых площадях в рамках соглашения, которое должно подразумевать "мягкие" взаимовыгодные условия аренды. Но арендные платежи при таком развитии сценария должны быть на начальном этапе максимально щадящими для бизнеса "МегаФона", учитывая, что чистая рентабельность компании, по данным за II квартал 2019 г.,  составила 3,4%. Значит арендные платежи или их аналог не должны быть больше 1-2% от выручки "МегаФона" в рамках такого проекта.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын сказал, что выручка оператора от продажи оборудования и аксессуаров в 2018 г. составила 28,5 млрд руб. - это 8,5% выручки и почти столько же, сколько оператор заработал на предоставлении услуг фиксированной связи. "Розница, таким образом, не является главным направлением развития бизнеса, и в то же время она позволяет диверсифицировать источники дохода и является каналом для продажи контрактов и предоставления разнообразных услуг, включая финансовые. Розничная сеть магазинов "МегаФона" насчитывает 3734 точки продаж, в том числе более 2000 салонов "МегаФон Ритейл", а также франчайзинговые салоны. В 2018 г. в этих салонах было продано более 8 млн смартфонов и осуществлено 7,5 млн подключений. Вообще, в ретейле многое зависит от корпоративных ценностей компании. Глава компании Apple, Тим Кук как-то назвал своей самой большой кадровой ошибкой наем опытного профессионала розничной торговли для развития продаж продукции Apple. Этот профессионал, лауреат отраслевых премий, первым делом начал увеличивать эффективность розницы и "резать косты". Понятно, что такой подход не слишком соответствовал позиционированию Apple, и стороны вскоре расстались. После этого ушедший менеджер преуспевал в традиционной рознице, так же как и раньше, и получал отраслевые премии. В своем сообщении "МегаФон" подчеркивает определенные ценности - качество связи, самые высокие скорости и т.д. В принципе, для розничной сети важно не только формально увеличивать эффективность, но и служить проводником миссии корпорации, распространителем ее ценностей", - высказал мнение Леонид Делицын.

Досье ComNews

Андрей Левыкин в 1996 г. окончил Самарский государственный технический университет. Более 14 лет отдал телекоммуникационной отрасли: с 2005 г. работал в Поволжском филиале "МегаФона", где занимался вопросами коммерческого развития, в 2009 г. занял должность коммерческого директора филиала, с 2011 г. курировал развитие инфраструктуры "МегаФона" в Поволжье, а в 2013 г. возглавил Дальневосточный филиал компании. В феврале 2019 г. занял пост директора по региональному развитию и отвечал за работу "МегаФона" на территории Дальнего Востока, Восточной Сибири и Кавказа.