Новости / сентябрь 2019
"Почта России" налегает на e-commerce

© ComNews
17.09.2019

Советником первого заместителя генерального директора ФГУП "Почта России" по электронной коммерции назначен Леонид Зондберг. На предприятии он займется развитием сервисов для компаний интернет-торговли. За совершенствование качества и технологий доставочных сервисов в блоке электронной коммерции "Почты России" теперь отвечает директор по операциям Зоя Ли. Как заявляют в "Почте России" в настоящее время компания последовательно выполняет программу мероприятий, чтобы стать лидером e-commerce и способствовать развитию отрасли.

В "Почту России" Леонид Зондберг пришел с поста коммерческого директора компании DPD, где проработал более 17 лет. На предыдущем месте работы он реализовал ряд проектов на базе российского и международного опыта, которые вывели DPD в лидеры рынка экспресс-доставки, сообщили в пресс-службе "Почты России". О том, чем занималась Зоя Ли до прихода в "Почту России", в компании заявили: "Зоя Ли имеет успешный опыт реализации масштабных проектов в логистике. Ранее она управляла логистикой в должности генерального директора OZON Доставки".

Что касается развития "Почтой России" направления e-commerce, первый заместитель генерального директора "Почты России" по электронной коммерции Алексей Скатин отметил, что в настоящее время компания последовательно выполняет программу мероприятий, чтобы стать лидером e-commerce и способствовать развитию отрасли. "На предприятии проводится масштабная работа по оптимизации логистических маршрутов, модернизации отделений почтовой связи, улучшению условий труда работников", - рассказал Алексей Скатин.

В пресс-службе "Почты России" добавили, что компания также выстраивает сегодня сотрудничество с компаниями интернет-торговли. В частности, речь о таких игроках рынка, как Ozon, Avito, Lamoda.

Отметим, что согласно презентованной "Почтой России" в январе 2019 года своим региональным отделениям новой модели управления, в ходе реорганизации в компании должны были появиться шесть блоков бизнеса: электронная коммерция, розничная торговля, сеть, почтовый бизнес и государственно-социальные услуги, международный и финансовый бизнес. Помимо того, должны были быть выделены в отдельное подразделение вопросы персонала и безопасности. Направление посылочного бизнеса в ходе реорганизации должно было прекратить свое существование, а его задачи – поделены между блоками электронной торговли и международного бизнеса.

Как сообщало издание "КоммерсантЪ" в январе этого года со ссылкой на источник, эти блоки должны были возглавить Алексей Скатин и Денис Ильин. Во главу блока электронной коммерции в "Почте России", согласно заявлению пресс-службы компании, Алексей Скатин был поставлен в феврале этого года. До этого он занимал должность первого заместителя генерального директора "Почты России" по инфраструктуре.

В рамках руководства электронной коммерцией Алексей Скатин курирует развитие логистических сервисов, курьерскую доставку, фулфилмент, 3PL-логистику, экспорт товаров из России, а также координирует реализацию проекта по строительству в России 38 логистических центров, к которому "Почта России" приступила в 2019 году совместно с Банком ВТБ. На базе логистических центров в городах-миллионниках будет предоставляться услуга фулфилмента – полный комплекс услуг: от хранения товаров до доставки их получателю. Как заявляют в "Почте России", в результате сроки доставки отправлений между крупными городами России будут сокращены до 48 часов.

Главный аналитик ПСБ Мария Морозова, говоря с корреспондентом ComNews о развитии электронной коммерции "Почтой России", отметила, что данное направление является не только перспективной, но и опорной линией развития бизнеса компании на сегодняшний день. "Фактически, это недостающий связующий элемент между банковскими услугами, платежной экосистемой и логистической функцией. На текущий момент недостаточное развитие электронной коммерции является причиной уязвимости "Почты России" в сравнении с такими конкурентами, как Ozon, экосистема ПАО "Сбербанк", ООО "Яндекс" и др.", - указала Мария Морозова.

Она также заметила, что у "Почты России" сегодня достаточно крупная сеть отделений почтовой связи. "Сама по себе эта сеть не способна служить ядром электронной коммерции, но она способна дать широкий охват аудитории и клиентской базы. В том числе, заручившись сотрудничеством с такими сильными игроками на рынке e-commerce, как Ozon, Avito и Lamoda, у "Почты России" есть все шансы выйти в лидеры по доставке и реализовать амбициозные планы на рынке логистических услуг", - заявила Мария Морозова.

По мнению аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, электронная коммерция - не только основной драйвер роста выручки "Почты России", но в перспективе и основной рынок, использующий ее сервисы. "Подобно телеграфу, телефону и другим традиционным секторам отрасли связи почтовый бизнес переживает закат основного направления - доставки писем", - отметил Леонид Делицын.

Шанс стать основным оператором электронной почты в интернете, по его словам, и брать плату за ее доставку упущен еще в прошлом веке. "Вероятность, что будет создан какой-то единый оператор трансакций в интернете на базе распределенных реестров, тоже ничтожна, поскольку по самой идеологии этой системы она будет децентрализованной. Поэтому доставка посылок становится одним из немногих направлений, которое может позволить почтовой службе сохранить и увеличить выручку", - указал Леонид Делицын, добавив, что электронная коммерция как самый крупный, так все еще быстро растущий сектор экономики российского интернета. "При этом Сетью пользуется более 70% населения России, а по мере смены поколений будет пользоваться каждый", - обратил внимание Леонид Делицын.

Говоря о перспективах направления электронной коммерции "Почты России", он заметил, что компания обладает достаточными ресурсами, чтобы решить задачу доставки посылок в крупные города за 48 часов, а также оказывать логистические услуги бизнес-клиентам, в том числе и конкурирующим логистическим операторам. "Вполне вероятно, что вокруг 38 логистических центров Почты вырастет экосистема, включающая сотни компаний, которые будут оказывать отдельные услуги, например, срочную курьерскую доставку", - отметил Леонид Делицын.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин в разговоре с корреспондентом ComNews заметил, что электронная коммерция - одно из направлений принятой "Почтой России" концепции развития многофункциональных центров на базе почтовых отделений. "С 2015 года ФГУП получает не обеспеченную поддержкой государства чистую прибыль, однако его финансовые показатели нестабильны подвержены средне- и долгосрочным рискам формирования негативного финансового результата. В 2018 году выручка выросла на сравнительно скромные для крупного российского бизнеса 7%(г/г) до уровня около 190 млрд рублей. Чистая рентабельность несмотря на рост прибыли на 250% составила сравнительно низкие 1,4%. Интернет – продажи растут в России значительно более высокими темпами", - указал Александр Осин.

В качестве примера он привел тот факт, что выручка онлайн-услуг по торговле продуктами питания, книжной продукцией, а также оценочный прирост продаж медицинских услуг (при реализации этого проекта "Почтой России" в рамках ОМС) в среднем составляют более 10%(г/г). "Онлайн проект "Почты" интересен тем, что при достижении уровня онлайн продаж "порогового" уровня в 10% от общего объема, когда из прирост – исходя из мировой практики существенно замедлится – развитая инфраструктура "Почты", позволит развивать бизнес на основе комбинирования продаж онлайн и оффлайн", - отметил Александр Осин.

Что касается перспектив электронной коммерции "Почты России", он заявил следующее: "Монопольное положение "Почты" как центра предоставления услуг создает благоприятные предпосылки для повышения эффективности данного ФГУП в среднесрочном периоде за счет создания многофункциональных центров на базе почтовых отделений. То, что данное предприятие существует обособлено, без господдержки при сохранении приемлемого, для получения рейтинга "BBB-" от агентства Fitch уровня долговой нагрузки, свидетельствует в пользу благоприятного развития бизнеса почты".

Риски "Почты России", по его словам, связаны с сохранением "жестких" бюджетных и монетарных условий в экономике России. "В условиях, когда реальные ставки по кредитам - в близи 10 – 15 летних максимумов, прирост кредитов предприятиям – отрицательный, а прирост потребкредитования стремится к уровням ниже 10% год к году, когда происходит прямое (посредством повышения НДС) и косвенное (через повышение пенсионного возраста) ужесточение налоговых условий, трудно ожидать от любого молодого бизнеса устойчивого роста на ближайшие несколько лет", - сказал Александр Осин.