© ComNews
24.09.2019

По итогам 2018 г. российские софтверные компании переориентировались с рынков западных стран на рынок внутренний, при этом немного увеличив долю "новых рынков". Такие выводы делает НП "РУССОФТ" по итогам опроса российских софтверных компаний. Однако в течение двух лет они планируют значительно расширить присутствие в США и Европе.

В 2018 г. в совокупном обороте российских софтверных компаний доля продаж в России и ближнем зарубежье увеличилась с 54,8% до 60,6% по сравнению с 2017 г. Такие данные приводятся в ежегодном исследовании "РУССОФТ". Подобный рост произошел в основном за счет сокращения доли "Западного мира" (ЕС, Северная Америка, Австралия) — с 37,9% до 31,8%. В то же время, Ассоциация зафиксировала небольшую переориентацию на условно новые рынки (Южная и Восточная Азия, Африка, Южная и Центральная Америка, Ближний Восток) — их доля возросла с 7,3% до 7,6%.

Переориентацию на российский рынок подтверждают другие данные проводимого опроса. Стоит обратить внимание на увеличение доли опрошенных компаний, которые вообще не имеют экспортных доходов. Если при подведении итогов 2017 г. таковых было 24,8%, то в следующем году этот показатель увеличился примерно в 1,5 раза — до 35,6%. При этом большая часть компаний, которые участвовали в опросе в последние 2 года (четверть от опрошенных в 2019 г.), показали снижение доли экспорта (в том числе, до 0%). Как правило, это небольшие компании, которым работа за рубежом в 2017 г. обеспечивала не более 10-15% выручки. Однако крупные разработчики заказного ПО также нарастили продажи в России.

К переориентации на российский рынок привели сложности, возникшие на рынках США, Канады и Европейского сообщества — прямые запреты покупки ПО и негативный информационный фон в западных СМИ по отношению ко всему российскому с подозрениями компаний в шпионаже. Однако этот фактор не стоит считать решающим, делают оговорку авторы исследования. В большой степени на переориентацию повлияла ситуация на внутреннем рынке, которая благоприятствовала наращиванию продаж.

При этом РУССОФТ отмечает, что российские софтверные компании при всех имеющихся сложностях считают свою переориентацию на российский рынок временной и не видят неопределимых препятствий для возвращения на западные рынки.

Большинство крупных и средних компаний-разработчиков заказного ПО как работали на рынках США и Европы, так и продолжают работать. Однако при этом они стали быстрее наращивать продажи на рынке России, который прежде многие из них вообще игнорировали. РУССОФТ предполагает, что спрос на услуги по заказной разработке на внутреннем рынке резко вырос именно в 2018 г.

Хотя респондентам на западных рынках работать стало сложнее, перспективы наращивания продаж все равно существуют, отмечают в РУССОФТ. Опрошенные компании продемонстрировали намерения существенно расширить свое присутствие на рынках Северной Америки и Европы в ближайшие два года. Стало либо не меньше, либо больше компаний, которые планируют вернуться на рынки западных стран или впервые на них выйти. Для рынков США/Канада и Скандинавии (вместе с Финляндией) этот показатель в последние два года стабилен, но он возрос в сравнении с 2016-2017 гг. Рост интереса к рынкам Европы зафиксирован как в 2018 г., так и в 2019 г.

Вполне может оказаться, что условия для наращивания зарубежных продаж на новых рынках (тех рынках, на которые российские компании стали выходить достаточно массово только в последние годы) лучше, чем на рынках западных стран, прогнозируют эксперты. Однако доли Южной и Восточной Азии, Африки, Южной и Центральной Америки, Ближнего Востока растут все же медленно. "Этот рост и не может быть быстрым, поскольку выход на новые рынки сложен и требует, как правило, 3-4 лет. Особенно это касается стран с сильно отличающемся от Европы менталитетом", – фиксируют в РУССОФТ. Тем не менее, доля "Новых рынков" за последние четыре года выросла с 14,5% до 19,3%.

РУССОФТ допускает возможность в перспективе увеличения доли "новых рынков" до 40% (примерно такова их доля на мировом рынке ПО). "Для этого складываются вполне благоприятные условия — государственная поддержка маркетинговых мероприятий на этих рынках и формирование института посредников, которые уже неплохо их знают. Да и российские разработчики все чаще нацелены начинать работать в странах Южной и Восточной Азии, Африки, Южной и Центральной Америки, Ближнего Востока", – перечисляют авторы исследования. Тем не менее, достижение 40-процентной доли новых рынков в общих продажах российских разработчиков ПО просматривается в перспективе не менее, чем 10 лет, отмечает РУССОФТ.

Проведенный весной опрос показал, что значительно выросла доля компаний, которые планируют вернуться или выйти впервые на эти "новые рынки" в течение 2019-2020 гг. В подавляющем большинстве случаев планируется не возвращение, а именно дебют. Доля таких компаний возросла в 1,5-2 раза по сравнению с опросом 2018 г. Особенно большой рост интереса касается рынка Африки.

Имеется потенциал для наращивания экспорта и в ближнем зарубежье, фиксирует РУССОФТ. Украинский рынок в последние несколько лет сильно сжался и стал более сложным для работы на нем российских компаний. Однако сокращение продаж на Украине вполне компенсируется ростом в Казахстане, Узбекистане и в других бывших республиках СССР, внутренние рынки которых вполне динамично развиваются.

РУССОФТ делал расчеты на основе оценок значимости различных рынков для опрошенных компаний с учетом объемов экспорта этих компаний.

Ранее РУССОФТ подсчитал, что совокупный оборот предприятий софтверной отрасли России вырос по итогам 2018 г. на 19%, достигнув 990 млрд. руб. и в долларовом эквиваленте на 10% до $15,8 млрд. При этом зарубежные продажи российских софтверных компаний увеличились на 10% до $9,68 млрд (см. новость ComNews от 13 сентября 2019 г.).