выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
30.09.2019

В конце минувшей недели в Петербурге с успехом прошел V федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России "Smart Oil & Gas: Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии" (Smart Oil & Gas 2019). В этом году одной из ключевых тем форума стала увязка программ цифровой трансформации нефтегазовых компаний с их основным бизнесом. Жарким, в частности, получилось обсуждение восприятия отраслью таких понятий как "цифровизация" и "цифровая трансформация".

Тон разговору задало выступление члена правления, директора по стратегическому развитию компании OIS Наталии Парменовой. Она, среди прочего, высказала сентенцию: "Наш век – это век победы "пиара" над человеческим разумом". С сожалением она признала, что это выражение сейчас можно применить и к словосочетанию "цифровая трансформация", даже несмотря на то, что ИТ – это серьезная, наукоемкая отрасль. "Словосочетание "цифровая трансформация" сегодня звучит как рекламные слоганы известных брендов. Они не всегда понятны с точки зрения смысла, но однозначно ассоциируются с чем-то хорошим. "Цифровая трансформация" сегодня – это хайповая болезнь", -  отметила Наталия Парменова. 

Между тем, руководители ИТ-подразделений крупнейших нефтегазовых компаний России указывают на то, что хайп, связанный с цифровой трансформацией, существует скорее в маркетинговом пространстве. Для компаний отрасли первичным всегда являлось и является достижение бизнес-результатов. Информационные технологии, которые при этом внедряются, - это лишь инструмент. Задачи обязательно внедрить ту или иную технологию только потому, что она является "модной" не стоИт. "Если компания говорит о цифровой трансформации, а бизнес не готов лидировать в этом направлении, то трансформация ничего не даст", - отметил директор по цифровой трансформации ПАО "Газпром нефть" Андрей Белевцев.

Начальник департамента информационно-технологического обеспечения ПАО "Лукойл" Александр Подольский напомнил, что вслед за процессом первичной автоматизации в нефтегазовой отрасли, который завершился в 2000-х гг., и дальнейшего более статического развития ИТ в нефтегазе, сегодня опять наблюдается высокая потребность в информационных технологиях. Но при этом он указывает: "Бизнес понимает, что нужны перемены, нужны эффективные решения. Фактически же мы говорим о перевнедрении текущих ИТ-систем под требования бизнеса, то есть о классической автоматизации. От игры со словами вроде "цифровизация" мы переходим к понятным для специалистов отрасли терминам и понятиям, таким как "перевнедрение".

Начальник управления информационных технологий ПАО "Сургутнефтегаз" Ринат Гимранов призвал собравшихся представителей отрасли прагматичнее подходить к таким понятиям как "цифровизация" и "цифровая трансформация". "Сколько лет мы говорим про "цифровизацию" и все равно в маркетинговом поле постоянно звучит, что та или другая нефтегазовая компания "недоцифровизована". Теперь еще "цифровое перерождение" должно настать. За счет всех этих разговоров создается такое впечатление, что на нефтепромысле работают люди, которые про цифровизацию не слышали никогда и работают до сих пор кирками и лопатами", - сетует Ринат Гимранов. Он подчеркнул, что нефтяная отрасль всегда была богата инновациями. "Нефтяники всегда за инновациями следили и их применяли. Термин "цифровое месторождение" появился 20 лет назад. Надо переходить к прагматике в отношении "цифровизации", к работе с простыми и эффективными решениями. Они есть, и мы их используем", - сказал он.

В нефтегазе, по его словам, надо говорить не о внедрении ИТ как таковых. Он обратился к такому понятию как организационный капитал. Это то, что объединяет способы ведения бизнеса, организационную структуру компании, корпоративную политику и технологии. "И технологии здесь вторичны. Можно сделать очень хорошую цифровую платформу, которая будет показывать десятки процентов улучшения с точки зрения оптимизации бизнес-процессов, но дайте ее в руки компании, у которой не продуман и не выстроен организационный капитал, и платформа не принесет никакого эффекта. Поэтому сдвигаться нужно в сторону комплексных решений, которые, в первую очередь, развивают организационный капитал компании. Меньше хайпа, больше прагматики", -  говорит Ринат Гимранов.

Эксперты отмечают, что с точки зрения отраслевой риторики очевидны изменения. В словосочетании "цифровая трансформация" слово "трансформация" стало столь же весомым, как и слово "цифровая". "Если говорить о том, как видит цифровые процессы Shell, то технологии для нас не являются первичным фактором. Первичным является поиск бизнес-возможностей при помощи технологий", - отметил руководитель ИТ в России компании Shell Михаил Покутный.