Ирина Глухова
© ComNews
18.11.2004

Петербургская компания "ТелеКлик" первой из российских контент-провайдеров вышла на рынок Средней Азии. Вчера, 15 ноября 2004 года, был заключен договор между кыргызстанским сотовым оператором Bitel ("Бител") и "ТелеКлик". Несмотря на то, что говорить о буме мобильных развлечений на рынке Кыргызстана пока рано - в "ТелеКлике" уверены, что потенциал для развития их бизнеса в этом регионе огромен.

Контент-провайдер "ТелеКлик" запустил на сети "Битела" различные SMS-сервисы, благодаря которым абоненты кыргызстанского сотового оператора могут закачать на мобильный телефон мелодии, получить открытки,  различную информацию по SMS-подписке, принять участие в SMS-играх. Кроме того, подписчикам "Битела" стали доступны Java-игры, а также "живые" мелодии (музыка с вокалом известных исполнителей), и видеоклипы. В начале 2004 года, для продвижения такого контента "ТелеКлик" разработал специальный программно-аппаратный комплекс, который позволяет загрузить "живой" аудиоконтент и видеоклипы на мобильные телефоны. В отличие от полифонических мелодий, такой рингтон передает голос и звуковые эффекты, а не просто мелодию в пределах 32 тонов. Поэтому качество звучания "живой" музыки практически сравнимо с записью на CD.  Мелодии контент-провайдеру предоставляются звукозаписывающими компаниями, с которыми "ТелеКлик" имеет лицензионные соглашения, в частности, BMG Russia.

"Степень проникновения сотовой связи в Кыргызстане не сравнима с российскими показателями, но кыргызстанский рынок один из самых динамично развивающихся в СНГ", - отмечает руководитель отдела перспективного развития компании "Бител" Дмитрий Жуков. Сейчас, по его словам, на местном сотовом рынке пока рано говорить о резком увеличении неголосового трафика – тенденции характерной для России. Доход от неголосовых услуг в сети "Битела" составляет сейчас 5% от общего объема доходов компании. "До вывода на рынок мультимедийных сервисов, наша компания оказывала услуги преимущественно на базе SMS. С выводом GPRS, MMS и WAP ассортимент услуг увеличится, поэтому, скорее всего, будет снижение голосового трафика", - прогнозирует Дмитрий Жуков. Сейчас средний доход  с одного абонента (ARPU) у "Битела" составляет  $14. Абонентская база сотового оператора превышает 250 тыс. абонентов.

По словам Дмитрия Жукова, помимо "ТелеКлика", "Бител" в настоящее время работает с шестью местными контент-провайдерами и параллельно ведет переговоры с российскими поставщиками контента. Хотя крупнейшие игроки рынка контент-провайдинга в России пока отрицают свое участие в переговорах с "Бителом". В частности, управляющий директор I-Free Кирилл Петров заметил в беседе с репортером ComNews.ru, что I-Free ведет переговоры с одним из крупейших операторов сотовой связи в Казахстане . "Мы позитивно оценивает рыночные возможности, существующие в странах СНГ, в том числе в Средней Азии. В качестве плацдарма в этом регионе мы рассматриваем Казахстан", - отмечает Кирилл Петров. 

В настоящее время I-Free уже присутствует на Украине – с февраля 2003 года услуги контент-провайдера доступны абонентам сотовых операторов UMC и "Киевстара". Летом 2004 года представительство на Украине открыл еще один крупный российский поставщик контента для сотовых сетей — петербургская фирма SPN Digital. А с начала 2005 года на Украине будут доступны услуги и другого российского контент-провайдера – Infon. Павел Колесников, председатель совета директоров ЗАО "Рустар Холдинг", развивающего бренд Infon, сообщил репортеру ComNews.ru, что в настоящее время Infon завершает технические работы, и уже к началу 2005 года планирует предоставлять свои услуги не только на Украине, но и в Белоруссии и Молдове.  "В Средней Азии партнеров мы будем искать, скорее, в Казахстане, нежели в Киргизии", - говорит  Павел Колесников.
 Тем временем для "ТелеКлика" именно Кыргызстан станет оплотом для  выхода на рынки сопредельных государств. Уже в ближайшее время, по словам генерального директора "ТелеКлик" Дмитрия Балтрукова, контент-провайдер намерен запустить свои сервисы на сетях  сотовых операторов Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, а также Украины и Белоруссии.

Досье ComNews.ru

Компания "ТелеКлик" появилась на российском рынке в 2003 году. "ТелеКлик" позиционирует себя на рынке в качестве универсального провайдера контента, который использует технологии SMS, MMS, CRBT, WAP, GPRS, J2ME, IVR для предоставления максимально широкого спектра качественных услуг на территории Российской Федерации, стран Азии и СНГ. Сервисы провайдера доступны в сетях операторов "большой тройки", "Скай Линка", Теле2 и кыргызского оператора "Бител".
 О том, как, по мнению генерального директора "ТелекКлик" Дмитрия Балтрукова, "выжить" на рынках Средней Азии с наибольшей эффективностью для бизнеса, читайте в декабрьском номере журнала "Стандарт".