© ComNews
01.03.2006

На заседании 28 февраля Конституционный суд Российской Федерации признал конституционность отчислений предприятиями связи средств в резерв универсального обслуживания, а также подтвердил неналоговую природу таких отчислений. КС также признал нормы, закрепленные механизмом универсального обслуживания, соответствующими международной практике и Конституции РФ. При этом, однако, Конституционный суд указал на необходимость внести определенные изменения в закон "О связи".

Резерв универсального обслуживания был создан согласно постановлению № 243 правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 года, его существование также оговаривается соответствующими положениями ст. 59-60 федерального закона "О связи". Согласно постановлению, каждый оператор должен отчислять 1,2% от средств, размер которых рассчитывается как разность между доходами от оказанных услуг связи в сети связи общего пользования и доходами от оказанных услуг присоединения и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования. При этом из указанной разницы доходов исключаются суммы, уплачиваемые в виде налога на добавленную стоимость. Целью создания резерва стало аккумулирование средств для возмещения убытков операторам связи, предоставляющим универсальное услуги связи населению труднодоступных районов, до сих пор лишенных доступа к телефонной связи.

Запрос о конституционности платежей подала в КС дума Корякского автономного округа, откликнувшись таким образом на возражения операторов сетей подвижной связи, которые заявляли о том, что их облагают дополнительным налогом и к тому же фактически заставляют финансировать строительство сетей фиксированной связи.

Подтвердив конституционность постановления правительства, суд, тем не менее, указал на необходимость дополнения федерального закона "О связи" положениями, определяющими проценты отчислений, их базу и периодичность - то есть, те элементы неналогового платежа, которые сегодня оговариваются постановлением правительства от 21 апреля прошлого года. В связи с этим, согласно постановлению суда, в закон "О связи" в ближайшее время должны быть внесены соответствующие изменения.

Как отмечают в пресс-службе Мининформсвязи, и положения постановления Правительства № 243, и положения соответствующих статей в федеральном законе сохраняют свою юридическую силу до 1 января следующего года - за этот срок и требуется внести изменения в закон.

Заместитель директора правового департамента Мининформсвязи Дмитрий Пархоменко считает, что позиция Конституционного суда РФ способствует обеспечению работы механизма универсального облуживания: "А это в свою очередь гарантирует россиянам право на доступ к услугам связи - вне зависимости от того, в каком конце страны и в каком населенном пункте они проживают". Основными мероприятиями в реализации этого права российских граждан станет, как отметил Пархоменко, телефонизация до сих пор нетелефонизированных населенных пунктов.

Кроме того, суд признал соответствующей Конституции РФ норму о возложении на оператора связи, занимающего существенное положении в сети связи общего пользования, обязанности по оказанию универсальных услуг связи на основании решения правительства РФ в случае, когда конкурс на оказание универсальных услуг связи не состоялся или выявить победителя оказалось невозможно.

Еще одним важным решением Конституционного суда на сегодня стало подтверждение конституционности правового статуса Государственной комиссии по радиочастотам. Закон, устанавливающий правила функционирования Госкомиссии по радиочастотам при Министерстве информационных технологий и связи, был признан Конституционным судом соответствующим Конституции РФ и международным договорам. Суд также акцентировал внимание на том, что одним из основных факторов решения о выделении радиочастот должны быть результаты экспертизы электромагнитной совместимости.