ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
16.04.2007

Опасения Telenor, касающиеся развития украинской "дочки" "ВымпелКома" - "Украинские РадиоСистемы" (УРС, торговая марка Beeline) - начинают оправдываться. 2006 г. компания закончила с убытками в $61 млн. Помимо этого, как указывает "ВымпелКом" в финансовом отчете за 2006 г., украинская "дочка" за последние 2 квартала 2006 г. (после вывода на рынок бренда Beeline) "зафиксировала снижение MOU и ARPU, а также показателей OIBDA и чистой прибыли". Как стало известно ComNews, и l квартал 2007 г. не сулит УРС ничего хорошего, в результате на последнем совете директоров "ВымпелКома" генеральному директору компании было предложено разработать меры по выходу из намечающегося кризиса.

В среднем ARPU украинской "дочки" "ВымпелКома" в 2006 г. остался на прежнем уровне - $4,1 при выручке в $33,7 млн и почти шестикратном увеличении абонентской базы - до 1,9 млн человек. Однако в lV квартале 2006 г. по сравнению с lll кварталом того же года этот показатель резко - на 38,2% - упал с $5,5 до $3,4. Напомним, что бренд Beeline был запущен на Украине в середине апреля прошлого года. Показатель MOU (среднее количество использованных минут на одного абонента за месяц) в lll квартале 2006 г. составил 139,0 мин. Тогда как к началу 2007 г. этот показатель снизился уже до 122,4 мин. В графе OIBDA за lll квартал 2006 г. значится "-$6,1 млн", в lV квартале 2006 г. "-$10,5 млн".

"Сезонный фактор, а также непропорциональный ценовой ответ со стороны ведущих операторов на приход новых игроков привели к значительному ухудшению рыночных условий на Украине", - так объясняют в "ВымпелКоме" отрицательные показатели.

Единственный показатель, который продолжал расти - абонентская база. На конец lll квартала доля "ВымпелКома" на украинском рынке составляла 2,4%, на конец lV - 3,8% (938,700 и 1,876,100 пользователей соответственно). Помимо этого УРС стал существенно меньше вкладывать в привлечение одного абонента - показатель SAC в lll квартале 2006 г. составил $12,3, в lV квартале - $6,6.

Аналитик украинской компании UBL Дмитрий Шоломко склонен связывать столь плачевную отчетность за 2006 г. с политикой УРС, которую компания проводила после вывода на рынок бренда Beeline. "У УРС и "Астелита" (второй оператор на Украине, испытывающий финансовые трудности) основные показатели значительно хуже, чем у двух крупных игроков - UMC и "Киевстара". Это в первую очередь связано с тем, что маленькие компании преимущественно играют на демпинге, пытаясь захватить долю рынка, а в итоге они фактически работают "в минус" себе. Учитывая также те объемы рекламы, которую УРС размещает везде, где только можно, можно говорить, что они прилагают большие усилия для привлечения абонентов, но эффект от этих усилий очень невелик", - уверен Дмитрий Шоломко.

Как стало известно ComNews от источника, знакомого с ситуацией, в l квартале 2007 г. основные показатели УРС выглядят еще более удручающе. Так, ARPU компании, по предварительным данным, упал до чуть более $3. При этом выручка УРС впервые после покупки перестала расти. По сведениям источника СomNews, член совета директоров компании - создатель и основной владелец "Альфа Групп" Михаил Фридман на последнем заседании совета даже поинтересовался, не означают ли эти показатели, что Telenor была права, когда предостерегала менеджмент "ВымпелКома" от выхода на украинский рынок путем покупки УРС. (Напомним, что УРС был куплен в ноябре 2005 г. за $231,3 млн под нажимом "Альфа Групп" (сейчас принадлежит 42.4% "ВымпелКома"), несмотря на активное сопротивление норвежской Telenor (26,6% оператора), по мнению которой сумма сделки была завышена, а украинский рынок - близок к насыщению). В результате, как стало известно ComNews, совет директоров "ВымпелКома" на состоявшемся в конце марта заседании поручил генеральному директору компании Александру Изосимову разработать план выхода из намечающегося кризиса. Помимо этого, по сведениям ComNews, в УРС уже сейчас активно внедряется программа снижения расходов, при этом сокращаются многие должности.

"Удивляет честность финансового документа, который наглядно подтвердил опасения Telenor, - говорит аналитик компании GFK Глеб Вышлинский. - "ВымпелКом" выходил на украинский рынок в тот момент, когда уже действовали низкие тарифы от UMC и "Киевстара". К тому же ниша корпоративных клиентов полностью покрывалась этими крупными операторами, которые на рынке уже более 10 лет. В итоге, УРС сосредоточился на молодежи - малообеспеченных абонентах. Между тем, не могу назвать ни одной ошибки, которую именно менеджеры УРС сделали в данной ситуации ". По словам Глеба Вышинского, l квартал 2007 г. будет не слишком хорошим у всех операторов, по крайней мере, по показателям подключений. "Однако если УРС и дальше будет вести разумно свой бизнес, то сможет выйти на окупаемость. Хотя оператор и поздно пришел на рынок, в УРС собралась умная команда", - подчеркивает аналитик.

О планах по выходу на безубыточность говорит и генеральный директор "Украинских РадиоСистем" Сергей Миронов. "Оператор должен пройти период становления, выходя на такой большой рынок, как Украина. Мы вышли на рынок четвертыми, -рассуждает Сергей Миронов. - Говорить в этот период о безубыточности как минимум нереально. Поэтому претензии Telenor, возможно, и обоснованы. Однако в наших планах не позже конца 2007 г. вывести компанию на безубыточность. Если мы через 1,5 года сделаем это, то этим сможет гордиться весь "ВымпелКом".


Комментарии :
    Заказуха Telenor Baksaas 16.04.07 11:46
    Ну сколько можно прозрачному Telenorу заказывать статьи в российской прессе? Пусть практикуют это у себя дома

    В натуре Заказуха Telenor!!! И куда Бабев смотрит?!! враг_заказухи 16.04.07 14:03
    Пришли, панимаешь, к Вышлинскому, чуваки из Теленора (не иначе как сам Якименко) и грят - Глебушка, вот те косарь - скажи плохое про этих козлов из Вымпелкома. А Глеб возьми да и скажи - г***о вопрос, брателло! Обязательно скажу. Потом к Шоломко подошли. И он не постеснялся грех на душу взять. Наконец и Танюша Золотова вместе с редакцией Комньюса - все в замазке!!! ВО как круто дела делают норвеги. Никаких ников и псевдонимов, никаких безымянных "экспертов" и "авторитных наблюдателей". Тпичная заказуха!То ли дело Кирюша Бабаев и развесёлая гоп-компания продвинутых джентльменов из Альфа. Если кто что пишет плохое про Теленор, то либо под псевдонимом (типа С.Шторм - знающие поймут про что это либо никому не известные аффтары в журнальчиках типа Профиль Украина, которые и создавались что бы анонимно сливать разное безымянное дерьмо. Так что и за руку поймать некого. Ручки то - вот они!Короче, позор теленору и вечная слава альфе!

    RE: В натуре Заказуха Telenor!!! И куда Бабев смотрит?!! baksaas 16.04.07 17:12
    Даа, вижу за живое задело. Ну и Слава богу! Глядишь, этот мир чище станет)))

    Уверены? Татьяна 16.04.07 20:54
    Ребят, каждый видит, что хочет.

    Таня, не расстраивайся р.х. 17.04.07 10:09
    Все нормально. Товарищ, обозначенный ником враг_заказухи, стебается над гражданином баксасом. Поскольку заказуха делается и выглядит совершенно иначе.Гражданин же бааксас делает хорошую мину при плохой игре.Отличный материа!

    RE: Таня, не расстраивайся Татьяна 17.04.07 22:46
    Респект

    Политика EXP 18.04.07 15:36
    Чистая политика. Теленору не нужен был конкурент, а Альфа стратегически планировала, и планирует экспансию... Киевстар в Украине ве бест это явно, но Норвежцы отказались объединять его с Билайном и заломили цену за свой пакет в Киевстаре. Пришлось обходить ценой потерь.

    Украина не Россия PSP 02.05.07 12:00
    Для того, чтобы говорить об ошибках и оценивать работу компании, надо в этой компании поработать. Команда менеджеров, приехавшая на Украину, тупо копировала российский опыт, не учитывая особенности рынка мобильной связи Украины. Предложения со стороны менеджеров УРС (старой команды, которая знает особенности рынка не понаслышке) отметались. Ответственность за свои просчеты и недоработки сваливается на менеджеров среднего звена. Отсюда, как следствие, увольнения, перетасовка кадров. Те, кто имеет свою точку зрения, «выдавливаются» из компании. Главным критерием карьерного роста является личная преданность, а не профессионализм. Ошибка Миронова в том, что он всю работу по регионам отдал на откуп своему заместителю Бессалаевой. Сам он за 2006 г не провел практически ни одного совещания с директорами филиалов (на Украине всего 8 филиалов), не соизволил лично посетить все филиалы, оценить ситуацию на местах, внести коррективы. У Бессалаевой, которая до приезда на Украину работала коммерческим директором Приволжского филиала в России, явно не хватило опыта в организации работы по всей Украине. При другом подходе результат мог бы быть другим. Поэтому, говорить, что в УРС собралась умная команда и менеджеры не сделали ни одной ошибки при выходе на рынок Украины – я бы не стал.