© ComNews
05.07.2007

Оборот российской платежной системы "КиберПлат" (CyberPlat®) в l полугодии 2007 г. превысил $2 млрд, сообщают в компании. За первые шесть месяцев через "КиберПлат" было проведено 570 млн платежей, а конкретно в июне - более 107 млн. В компании уверены, что эти цифры свидетельствуют о том, что 2/3 населения страны пользуются услугами платежной системы "КиберПлат".

Согласно отчетности "КиберПлат", в l полугодии 2007 г. общий оборот платежной системы достиг $2,012 млрд, что в 2 раза превышает оборот за аналогичный период прошлого года. "КиберПлат" собирает более 20% оборота всей сотовой связи России", - говорится в сообщении компании.

Из общего оборота платежной системы "КиберПлат" 96% приходится на прием платежей от абонентов операторов мобильной связи. 1,5% - от абонентов операторов коммерческого телевидения (по итогам 2006 г. начисления от абонентов коммерческого ТВ составляло 1%), 2,5% (за 2006 г. - 3%) - платежи за фиксированную связь, доступ в Интернет, системы охранной сигнализации, коммунальные услуги и погашение потребительских кредитов.

Для платежных систем характерны большие обороты, говорят эксперты телекоммуникационного рынка. "Однако не стоит забывать, что это агентские услуги, и доход системы составляет лишь небольшой процент от оборота, часть которого в свою очередь распределяется между дилерами", - говорит ведущий консультант J'son & Partners Ренат Салихов. "Как правило, в сегменте рынка электронных платежей оборот у компаний большой, но статья доходов маленькая", - соглашается партнер ACM-Consulting Александр Шатиков. По его мнению, причина роста оборота "КиберПлата" - малое количество игроков в этом сегменте. ""КиберПлат" - один из лидеров. Помимо его в этой нише заметны E-Port и ОСМР", - говорит Александр Шатиков.

В отчетный период через "КиберПлат" было проведено 570 млн платежей, в то время как в 2006 г. - 669 млн. "Только в июне этого года системой было проведено более 107 млн платежей на общую сумму более $400 млн. Такой объем операций означает, что практически 2/3 населения страны пользуются услугами платежной системы "КиберПлат", потому что это быстро, безопасно и надежно", - уверяют в компании.

Ведущий консультант J'son & Partners Ренат Салихов, полагает, что оценка доли населения (2/3), пользующейся платежной системой CyberPlat явно завышена. "На самом деле многие пользователи производят по несколько небольших транзакций в месяц. Наибольшее число платежей приходится на интервал $5-10", - говорит Ренат Салихов. "Если даже предположить, то оценки компании верны, то получается, что каждый из ее клиентов в июне воспользовался услугами системы " КиберПлат" лишь один раз, что, конечно, по меньшей мере сомнительно", - говорит партнер исследовательской компании ComNews Research Леонид Коник.

Впрочем "КиберПлат" показывает растущие показатели и в направлении международного бизнеса. Так, сеть пунктов приема платежей в казахской "дочке" компании - ТОО "КиберПлат-Казахстан" - насчитывает, по оценке головной компании, более 3 тыс. точек. "КиберПлат-Казахстан" начала работу в сентябре 2005 г. Первые платежи через систему были осуществлены в апреле 2006 г.

"КиберПлат" отчитывается и об успешном развитии на Украине. Здесь сеть приема платежей составляет несколько сотен точек, количество которых, по уверениям компании, постоянно увеличивается. В l полугодии 2007 г. свое представительство отрылось и в Узбекистане.

"Что касается перспектив дальнейшего развития, то стратегия "КиберПлат", направленная на мощное расширение сети, должна принести ощутимые результаты, поскольку операторы связи и другие поставщики услуг заинтересованы, прежде всего, в доступе к конечным пользователям. Поэтому широкая сеть обеспечивает интерес партнеров платежных систем", - констатирует Ренат Салихов.

Согласно отчетности "КиберПлат", общее количество прямых точек приема платежей системы "КиберПлат" за l полугодие 2007 г. увеличилось более чем на 80%, и к началу июля 2007 г. составило свыше 70 тыс., тогда как на конец 2006 г. значилось 38 тыс. точек присутствия.

Эксперты и участники рынка утверждают, что до насыщения конкретно российского рынка электронных платежей еще далеко. "Этот рынок бурно развивается, но перенасыщения еще нет. Если взять в пример Россию, то Москва и Санкт-Петербург дают 80% оборота. В регионах повышению интереса к электронным платежам мешает медленное развитие широкополосного доступа в Интернет", - рассказывает участник рынка, пожелавший остаться неизвестным. "Пользователи в регионах более чувствительны к размеру комиссии за прием платежа", - соглашается ведущий консультант J'son & Partners Ренат Салихов.

Досье ComNews

ОАО "КиберПлат.Ком" - российская интернет-компания предоставляет услуги в области электронной коммерции, включая процессинг платежей и закрытый документооборот в режиме онлайн. Продуктом компании является универсальная мультибанковская интегрированная система интернет-платежей "КиберПлат" (CyberPlat®), созданная в 1997 г., как внутреннее подразделение Банка "Платина". Первый онлайновый платеж был проведен в марте 1998 г. в пользу компании "Гарант-парк", а первый платеж в пользу оператора сотовой связи - "Билайн" - был осуществлен в августе 1998 г.

Сеть пунктов приема платежей "КиберПлат" составляет свыше 70 тыс. точек, принимающих наличные платежи в пользу ведущих операторов связи, коммерческого телевидения и провайдеров различных услуг по всей стране, в числе которых "ВымпелКом", МТС, "МегаФон", Tele2, "НТВ-Плюс" и многие другие. Суммарный оборот системы в 2006 г. превысил $2,6 млрд. Электронная платежная система "КиберПлат" является членом всемирной GSM Ассоциации. Официальный аудитор "КиберПлат" - "БДО Юникон".