ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
10.08.2007

После многочисленных денежных вливаний от акционеров украинский сотовый оператор "Астелит" (торговая марка life:)) начал постепенно приближаться к уровню безубыточности. Во ll квартале 2006 г. убытки компании составляли $17,7 млн. За апрель-июнь 2007 г. убытки по EBITDA сократились уже до $9,6 млн.

Основными акционерами "Астелита" являются украинская "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ, принадлежит 45,2% акций оператора) и турецкий оператор Turkcell (владеет 54,8% акций).

Общий объем продаж "Астелита" во втором квартале 2007 г. составил за отчетный период $54,8 млн против $19,7 млн за аналогичный период прошлого года и $42,8 млн в l квартале 2007 г. "Доход компании по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 178%", - рапортуют в "Астелите". Чистый убыток по сравнению с ll кварталом 2006 г. уменьшился до $44,9 млн. "Но при этом вырос по сравнению с l кварталом 2007 г. Тогда убыток составлял $44,9 млн", - указывает аналитик украинской консалтинговой компании GFK Глеб Вышлинский.

Абонентская база "Астелита" на конец ll квартала 2007 г. составила 6,3 млн клиентов, увеличившись за год на 62%. Количество активных абонентов, которых оператор считает по совершенным трансакциям за последние три месяца, увеличилось за год на 100% и составило во ll квартале сего года 4 млн человек.

Растет и показатель ARPU (средний доход на одного абонента). Так, показатель ARPU активных в течение трех месяцев абонентов за год увеличился на 57% и достиг $5 против $3,2 во ll квартале 2006 г. и $4,2 в l квартале 2007 г.

"Динамичные тенденции в финансовых и операционных показателях life:) подтверждают тот факт, что мы создаем сильную и успешную модель бизнеса на Украине. Исходя из этого, мы ожидаем, что life:) достигнет положительного показателя EBITDA в lV квартале 2007 г., опережая бизнес-план", - прокомментировал отчетность главный исполнительный директор компании "Астелит" Тансу Еэн.

Выходить на положительные результаты "Астелиту" в первую очередь помогают неоднократные денежные вливания его акционеров, уверены аналитики. Впервые о необходимости существенном финансировании украинской "дочки" акционеры открыто заявили в ноябре 2006 г. Тогда Turkcell сообщил, что на конец lll квартала 2006 г. сумма долга "Астелита" достигла $501,1 млн. Акционерам, чтобы спасти "дочку" от банкротства и нападок кредиторов, пришлось срочно вложить в "Астелит" $150 млн пропорционально долям владения.

В дальнейшем понадобились дополнительные средства. В марте 2007 г. Turkcell перечислил в "Астелит" $164,4 млн, а СКМ - $135,6 млн. Помимо этого Turkcell принял решение взять на себя и приоритетные долги "Астелита". А несколькими днями позже СКМ сообщила, что вкладывает в проблемного оператора больше $100 млн. В случае необходимости два основных акционера готовы вложить еще $100 млн пропорционально собственным долям. В июле сего года СКМ объявила, что до конца 2011 г. вновь инвестирует в "Астелит" $100 млн. Следующие месяцы, когда акционеры будут отчитываться по своим финансовым итогам, также будут проходить под эгидой инвестирования в "Астелит". Таково условие ноябрьского соглашения между основными акционерами компании и кредиторами (см. новость ComNews от 12 июля 2007 г.).

"Сегодня есть предпосылки к тому, чтобы компания смогла выйти из кризиса, в котором сейчас пребывает. В частности, "Астелит" имеет возможность существенно снизить капитальные инвестиции: ее сеть уже фактически построена", - рассказывает консультант украинской консалтинговой компании Netton CG Роман Химич. Пока "Астелит" показывал только рост капитальных расходов. Так во ll квартале 2006 г. этот показатель составлял $33,7 млн, в январе-марте 2007 г. увеличился до $50 млн, во ll квартале текущего года капитальные расходы составили $53 млн.

"Сможет ли компания выйти на рентабельность до конца года, зависит от двух факторов. Во-первых, будет ли поддержан другими операторами заявленный МТС, после проведения ребрендинга на Украине, отказ от агрессивного маркетинга и тарифной войны на грани рентабельности. Многое здесь зависит от "Киевстара" как лидера рынка - будет ли он продлевать действие демпинговых предложений. Второй фактор, который может препятствовать "Астелиту" при выходе на уровень рентабельности - это амбиции компании относительно связи третьего поколения и места на рынке в целом. Гонка за звание "третьего общенационального" не имеет перспективы в нынешних условиях. "Астелиту" стоит придерживаться более осторожной консервативной политики, подобно операторам "Украинские радиосистемы" (торговая марка "Билайн") и "Голден Телеком Украина", - рассуждает Роман Химич.

Как полагает консультант Netton CG, "Астелиту" целесообразно подумать над продажей ресурсов сети через виртуальных операторов.