НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
14.09.2007

Магистральный оператор "ТрансТелеКом" (ТТК) запустил в коммерческую эксплуатацию подводную кабельную систему, пролегающую через Татарский пролив и соединяющую материк и остров Сахалин. К декабрю 2007 г. ТТК планирует проложить кабель через Сахалин до Японии. До сих пор все попытки операторов "закрепиться" на дне Татарского пролива не были успешными – кабельные системы выходили из строя. 
 
"Соединение с Сахалином имеет важнейшее значение для социально-экономического развития нашей страны, - сказал в рамках сеанса видеоконференцсвязи между Москвой и Сахалином Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД", единственного акционера ТТК. - Мы преодолели информационную разобщенность важнейшего региона страны и федерального центра и сделали важный шаг в построении единого информационного пространства России".

И действительно, очень долго Сахалин был связан с "большой землей" исключительно при помощи спутниковых каналов связи. Попытки проложить кабель по дну Татарского пролива предпринимались, однако ни разу не увенчались успехом. "Дальсвязь" проложила ВОЛС с материка на Сахалин еще в начале 2005 г. Однако дважды кабель обрывали - сначала рыболовные снасти браконьеров, потом - подводная лодка. После второго обрыва "Дальсвязь" демонтировала кабель на Сахалин, однако запланировала разработать новый проект и снова проложить ВОЛС в 2007 г. Как рассказала вчера ComNews директор департамента информационно-аналитического обеспечения компании "Дальсвязь" Наталья Дудко, проект будет реализован, однако случится это только через 2-3 года. "Сейчас работы ведутся на наземной части, как на Сахалине, так и на материке", - уточнила Наталья Дудко.

ТТК также не первый раз борется с Татарским проливом. Запустить в коммерческую эксплуатацию ВОЛС между материком и Сахалином оператор хотел еще в ноябре 2006 г. В отличие от "Дальсвязи" ТТК планировал проложить кабель с заглублением, однако, по данным ComNews, при прокладке кабеля возникли проблемы, связанные с рельефом дна, - в Татарском проливе наблюдаются большие перепады глубины, на отдельных участках - до 130-150 метров. Проект был отложен, но реализован летом 2007 г., с применением той же технологии, позволяющей заглублять кабель в грунт до 1 метра. Строительство было завершено в июне этого года (см. новость ComNews от 19 июня 2006 г.). Тестирование длилось 4 месяца. Вчера кабель был торжественно введен в коммерческую эксплуатацию.

Подводная часть магистральной цифровой сети связи ТТК на Дальнем Востоке пропускной способностью 40 каналов по 10 Гбит/сек и общей протяженностью 214 км, прошла от Советской Гавани до Ильинского. Подрядчиком по строительству морской части протяженностью около 190 км выступила компания Global Marine Systems Limited. Работы осуществило судно CS FU HAI длиной 106 метров и водоизмещением 6,3 тысячи тонн.

Как сообщили в ТТК, инвестиции в проект составили около $16 млн. В компании уточнили, что в ближайшие пять лет ТТК планирует заработать на оказании услуг связи от $32 до 44 млн. Таким образом, внутренняя норма окупаемости инвестиций составит от 27 до 38%.

Кабель до Сахалина стал для ТТК предпоследним звеном в строительстве канала между Россией и Японией. К декабрю 2007 г. ТТК планирует проложить 570 километров волоконно-оптического кабеля от Сахалина до Хоккайдо, который напрямую соединит сети России и Японии на маршруте "Невельск-Исикари", соединив телекоммуникационные сети стран Европы и Юго-Восточной Азии через территорию России. Подводный участок сети будет построен на основе технологии DWDM. Предполагаемая емкость подводной кабельной системы – 640 Гбит/с. Инвестиции в компании не озвучивают.

В конце прошлого года "Ростелеком" заявил о планах построить оптическую подводную кабельную систему с аналогичными техническими характеристиками, проходящую по дну Японского моря из российской Находки в Наоецу (Япония) (см. новость ComNews от 13 декабря 2007 г.). "Сейчас активно идет прокладка подводного кабеля и монтаж станций. В декабре 2007 г - январе 2008 г. кабельная система будет запущена в эксплуатацию", - сообщил ComNews советник генерального директора ОАО "Ростелеком" Иван Ким. Как сообщалось ранее, общая протяженность подводного кабеля составит около 1,8 тысяч км (две кабельные трассы по 900 км).

В начале декабря 2006 г. о строительстве линии связи пропускной способностью 2,5 Гбит/с, между материком, Сахалином и Японией заявила и компания "Сумма Телеком", намереваясь инвестировать в проект более $50 млн. Однако пока работа не началась.   "Из-за сложных погодных условий мы не смогли начать работы в этом году, сейчас ведется исследование дна, - пояснил ComNews пресс-секретарь "Суммы Телеком" Игорь Рябов. - Кроме того, наш кабель будет проложен по другому маршруту, мы будем тянуть кабель в обход Сахалина, сразу до Японии. Завершить проект планируем осенью следующего года". 

Несмотря на обилие операторов, очередность их выхода в Японию на собственных кабельных системах не будет играть особой роли.

"Все операторы, работающие на направлении АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион) - Россия - Европа, будут конкурировать не столько между собой (российско-японский трафик невелик), а с маршрутами через Америку или Южную Азию/Индийский океан, - считает ассоциированный партнер J'son&Partners Борис Овчинников. - Если российский маршрут транзита получит признание у азиатских провайдеров, то трафика хватит на всех российских игроков, и для строящих сейчас сети "Ростелекома" и "Суммы Телеком", и для всех остальных желающих, если они объявятся".

Тем не менее, реализация "подводного" проекта ТТК "повышает авторитет ТТК в операторской среде и дает конкурентное преимущество при обслуживании крупных зарубежных корпораций, - говорит директор по развитию компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин. - Учитывая ряд крупных международных нефтяных проектов на Сахалине, в обслуживании которых ТТК наверняка примет участие, компания получит прекрасный бизнес-кейс".

По мнению Бориса Овчинникова, несколько в стороне стоит проект "Дальсвязи". "Дальсвязь не может претендовать на транзит трафика между Японией и Европой (разве что, объединившись с остальными МРК). Скорее для "Дальсвязи" это расширение возможностей по получению дешевого трафика из заграницы и снижению зависимости от дорогого внутрироссийского транзита, предоставляемого РТКоммом, ТТК и "Ростелекомом",  - уточняет Борис Овчинников.