ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
04.07.2008

Российский дистрибьютор "Евросеть" официально заявил о продаже своего бизнеса в странах Балтии. По мнению экспертов, главная причина громкого фиаско - диктат сотовых операторов, фактически подмявших под себя все дилерские сети. "Все, что мы закрыли в Прибалтике, мы компенсируем открытием новых магазинов на наиболее эффективных рынках, например, в Подмосковье", - заявил совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин.

В странах Балтии "Евросеть" проработала 2 года, открыв сеть салонов Techmarket. Как сообщает компания, на момент их продажи в Латвии, Литве и Эстонии насчитывалось 68 торговых точек.

Свой уход компания мотивирует тем, что в странах региона плохая макроэкономическая ситуация. Как следствие, бизнес оказался не таким рентабельным, как ожидалось. "За имперские амбиции нужно платить, но я уверен, что такой ошибки мы больше не повторим. Все, что мы закрыли в Прибалтике, мы компенсируем открытием новых магазинов на наиболее эффективных рынках, например, в Подмосковье", - заявил совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин.

Имя покупателя компания не оглашает, сообщая только о том, что в его собственность "переходит весь бизнес целиком в указанных странах". Как уже ранее сообщал ComNews, по крайней мере в Литве и Латвии новым владельцем салонов должна была стать литовская ИТ-компания Flopo Informacines Sistemos (FIS). Вчера в разговоре с ComNews литовцы подтвердили эту информацию.

Сумма сделки не оглашается. Но, по мнению экспертов, компании вряд ли удалось даже покрыть издержки на создание сети. В 2006 г. "Евросеть" сообщала, что намерена вложить в каждый салон в Балтии порядка 50-70 тыс. евро. И только в Латвии в начале этого года у нее было 23 магазина. Однако литовцы купили только 8 точек в этой стране. По информации ComNews, подавляющее большинство салонов в странах Балтии пришлось просто закрыть.

Главная причина фиаско, говорят эксперты, заключается в том, что в Латвии рынок мобильных телефонов практически полностью находится под диктатом сотовых операторов. На данный момент в Латвии более 60-70% розничных продаж мобильных телефонов (в денежном выражении) приходится на долю субсидированных аппаратов, которые закупают у производителей сами операторы и потом реализуют через собственные магазины или дилерские сети. При этом операторы навязывают дилерам жесткие условия - если торговец продает субсидированные телефоны и контракты одного оператора, то с другими он работать не имеет права.

И "Евросеть", которой Tele2 так и не предоставил право продавать в Балтии субсидированные аппараты, оказалась в патовой ситуации.

"Очень тяжело делать бизнес без поддержки оператора. Это могут позволить себе только большие концерны электроники, потому что у них основная окупаемость торговой площади идет за счет других групп товаров. Маркетинговый просчет "Евросети" в том, что надо было вначале договориться с операторами и уже потом выходить на рынок. Они поступили наоборот, рассчитывая надавить на Tele2. Однако в итоге Tele2 предоставил "Евросети" статус дилера лишь в усеченном варианте: разрешил продавать контракты, но не дал возможности торговать субсидированными телефонами", - комментирует ситуацию источник ComNews. Он добавляет, что, в принципе, продажи у "Евросети" в Латвии шли не так уж плохо - в обороте некоторых вендоров на долю салонов Techmarket приходилось 11-15% от объема продаж

Подчеркнем, что еще в конце 90-х гг., когда в Латвии разрабатывалось новое отраслевое законодательство, разрешающее операторам продавать субсидированные телефоны с привязкой к своей сети, специалисты предупреждали: это полностью разрушит дилерские сети и убьет здоровую конкуренцию на рынке. Что в итоге и произошло.