Новости / март 2009
Министр разнес спутники

ВИКТОР ЛОГИНОВ
© ComNews
04.03.2009

Вчера в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ было созвано чрезвычайное совещание под председательством министра Игоря Щеголева. Совещание было посвящено произошедшему 2 марта сбою на спутнике "Экспресс АМ-1". Министр подверг резкой критике ситуацию, сложившуюся вокруг спутникового ресурса, и потребовал принятия действенных мер, исключающих потерю сигнала ТВ-вещания в будущем.

"3 марта 2009 года Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев провел экстренное совещание по вопросу проблем с ТВ-вещанием, возникших в результате неполадок, произошедших накануне на космическом аппарате "Экспресс АМ-1". В совещании приняли участие представители Россвязи, Роскосмоса, ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), ОАО "Информационные спутниковые системы им. Решетнева, РТРС, Ростелекома и Связьинвеста", - сообщила пресс-служба Минкомсвязи РФ.

2 марта в 13.26 спутник "Экспресс АМ-1" потерял ориентацию, в результате чего произошло отключение каналов-ретрансляторов. Причиной потери ориентации стал отказ блока инерциальных гироскопов, входящий в состав системы ориентации (см. новость ComNews от 3 марта 2009 г.).

Положение было исправлено. "В дальнейшем аппарат будет функционировать на резервном алгоритме с сохранением всех эксплуатационных характеристик", - пояснил генеральный конструктор, генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы им. Решетнева" Николай Тестоедов.

Несмотря на то, что неполадки, возникшие на спутнике "Экспресс АМ-1" были оперативно устранены специалистами ГПКС, министр потребовал принятия действенных мер, исключающих потерю сигнала ТВ-вещания. Министр раскритиковал производителей и операторов связи за то, что сейчас никто не несет ответственность за некачественную работу спутников. "Необходимо срочно разработать механизмы взаимной ответственности за слаженную работу аппаратов", - заявил Игорь Щеголев.

При этом министр потребовал ужесточить условия конкурсов на разработку новых спутников, с тем, чтобы в них была прописана ответственность производителя.

"Мы не снимаем с себя ответственности, - говорит Николай Тестоедов. - Должны признать, что это первый сбой за 4 года работы этого спутника. Но ответственность изготовителя обязательно должна быть предусмотрена".

По словам главы ГПКС Алексея Остапчука, спутник застрахован, однако в условиях страхования подобная ситуация не предусмотрена.  "ГПКС необходимо обеспечить такие схемы резервирования, чтобы впредь исключить возникновение подобных ситуаций", - требует Игорь Щеголев.

Министр утвердил схему взаимодействия, согласно которой, теперь регулярно, раз в полгода, все участники процесса будут проводить учения для предупреждения и четкой отработки реакции на подобные ситуации в будущем. Координировать работу поручено заместителю министра Науму Мардеру. 

Особая ответственность, по мнению министерства, ложится на РТРС, обеспечивающую распространение "Первого канала" и телеканала "Россия", а также на "Ростелеком". Тем не менее министр считает, что к этой работе должны быть привлечены также операторы магистральных внутризоновых сетей и, в первую очередь, компании, входящие в Связьинвест.

"Сегодня сложилась критическая ситуация с российской спутниковой группировкой, которая находится в ведении ГПКС. За пределами гарантированного срока существования либо в аварийном состоянии находится большинство спутников серий "Экспресс-А" и "Экспресс-АМ". В связи с этим ГПКС считает необходимым в 2009 г. провести конкурс на создание, как минимум 6 космических аппаратов. Такой подход позволит обеспечить потребность в современном и качественном спутниковом ресурсе российских государственных и коммерческих пользователей (в том числе для целей российского телерадиовещания). Кроме того, новые спутники смогут решать вопросы резервирования действующих спутниковых каналов связи и телерадиовещания на случай внештатных ситуаций", - отмечают в пресс-службе ГПКС. 


Комментарии :
    Болван 04.03.09 09:13
    "в аварийном состоянии находится большинство спутников серий "Экспресс-А" и "Экспресс-АМ". И зачем тогда такие спутники? Идея поддерживать российского производителя безусловно правильная, но только не в этом случае. Слишком большие убытки несут пользователи бортов.Может давайте будем покупать спутники у американцев или французов?У них гарантированный срок жизни спутника 12 лет, но реально они работают и по 15 лет.А наши?Вы никогда не задумывались над тем, почему руководство страны ездит на мерседесах? Даже Патриарх и тот использует бронемерседес.

    RE: мимо проходил 04.03.09 11:57
    ага, ага. закупим у амеров спутнеги, а сами все встанем вдоль трубы и руками будем качать невть.

    а где их взять VSATman 05.03.09 21:36
    спутник это не мерседес приходи бери и катайся..если с разработкой ТЗ то 3 года с момента начала хотелок.. Да и нагрузка на Экспрессах Ам и Ямалах давно уже импортная. Кстати не дале как 3 недели назад помер Евтелсат W2M, не прожив и месяца после запуска..все не так просто..

    Собаки на себе Марат 04.03.09 10:45
    Пусть упростят вопросы с иностранными спутниками а то ни себе ни людям

    критика ради критики avr e-mail: avr@cts.ru04.03.09 14:58
    Вместо того, что бы серьезно вникнуть в проблему опять критика ради критики и лозунги типа: "ГПКС считает необходимым в 2009 г. провести конкурс на создание, как минимум 6 космических аппаратов. Такой подход позволит обеспечить потребность в современном и качественном спутниковом ресурсе..."В чем заключается "такой подход" непонятно. Тем более, новые спутники должны "обеспечивать не современную потребность" а будущую на 5-20 лет вперед.Кроме того, без реальной кооперации с зарубежными производителями космических систем и устройств создание российских спутников невозможно. Условия конкурса (контрактов на поставку) должны предусматривать и обучение и передачу тех зарубежных технологий которых сегодня нет в РФ (или они потеряны)и это задача государства.Должна быть не на словах, а реальная помощь и внимание к отрасли спутникофвой связи. Показатель внимания госудрства к спутниковой связи - в Минкомсвязи и Россвя-и даже подразделения (департамента) такого нет (в Роскосмосе 1.5 человека по этой тематике).Конечно, самое простое - прекратить производить космические платформы (полезную нагрузку уже прекратили производить) и все купить (но даже для покупки спутников следует достаточно глубоко понимать технологии спутниковой связи), азаниматься исключительно поставкой энергоресурсов.