АННА АФАНАСЬЕВА
© ComNews
20.07.2009


20.07_3

Сокращения персонала уже не самый популярный способ снижения издержек: в мае текущего года было уволено менее 5% сотрудников крупнейших российских телекоммуникационных компаний. Штат сократили 38% крупнейших работодателей отрасли, и ровно столько же компаний увеличили численность персонала.

Такие данные приводятся в исследовании Pyndex (ежемесячный мониторинг антикризисных мероприятий в области HR, который проводит хедхантерская компания Pynes Group). Как рассказала ComNews руководитель проекта Pyndex Екатерина Варга, опрос проводился с 17 по 29 июня 2009 г. и отражает статистику по состоянию на 1 июня. В исследовании приняли участие 16 компаний из телекома и IT, средняя численность штата которых - от 300 до 1000 человек, средний оборот за 2007 г. – от $1 млрд до $5 млрд.

Опрос, проведенный Pynes Group в январе 2009 г., показал, что ранее в первую очередь компании снижали расходы на наем персонала, а уровень увольнений в телекоме составлял 5-9%. - в среднем 85% компаний приняли такие меры (см. новость ComNews от24 февраля 2009 г. 42763).

За последние несколько месяцев ситуация на кадровом рынке в телекоме несколько улучшилась, обнадеживает Екатерина Варга: "38% компаний указали, что увеличили штатную численность по сравнению с состоянием на август 2008 г. Среди уменьшивших численность (их было тоже 38%) объем сокращений в среднем составил менее 5% от общей численности". При этом 69% компаний указали, что осуществляют наем сотрудников хотя бы на критичные для бизнеса позиции, а 25% из них нанимают персонал в соответствии с планами развития. "Прием на многие позиции в компании приостановлен, однако это ограничение не касается ключевых для бизнеса функций – работы с клиентами, поддержки сети и т.д. Вакансии в этих направлениях заполняются по мере необходимости, - подтверждает пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева. - Кроме того, для повышения эффективности бизнеса мы управляем естественным оттоком сотрудников компании – высвободившаяся позиция заполняется за счет внешнего кандидата, только если она является критичной для бизнеса и нет претендентов внутри компании".

Помимо сокращений, работодатели находят и иные способы экономии на персонале: 33% компаний уменьшили расходы на соцпакет, 73% сократили расходы на обучение персонала. Впрочем, в ИТ-секторе игроки не существенно сокращают траты на обучение, замечает пресс-секретарь "Техносерва" Андрей Коняев: "Квалификация и опыт специалистов – краеугольный камень интеграционного бизнеса. Поэтому мы не сильно сократили инвестиции в обучение и сертификацию наших сотрудников. Определенной экономии удалось добиться за счет введения внутрикорпоративных обучающих программ". "Мы уменьшаем количество обучающих курсов и тренингов, для организации и проведения которых требуется привлечение сторонних ресурсов. Однако в нашем распоряжении по-прежнему такой важный актив, как "Билайн Университет", позволяющий проводить обучение сотрудников собственными силами, - подчеркивает Ксения Корнеева. - Компания не сокращает соцпакет и льготы".

По словам Екатерины Варги, премии урезали 57% опрошенных, зато оклады почти не сокращались. В 25% компаний сократилось количество позиций, которым предоставляются премии, также 25% компаний сократился объем премиальных выплат тем сотрудникам, у которых премии были год назад. 73% уменьшили командировочные расходы, 87% сократили или отменили бюджет на корпоративные мероприятия, 80% сократили расходы на наем персонала, 53% урезали затраты на содержание офиса (например, канцелярские расходные материалы, чай/кофе и пр.). 33% снизили расходы на периодику и профессиональные издания и столько же - на аренду помещений.

"В ИТ и телекоме ситуация стабильнее, чем во многих других секторах, компании чувствуют себя уверено", - резюмирует Екатерина Варга. "На 2009 г. мы почти вдвое сокращаем процент оптимизации численности персонала", - говорила заместитель гендиректора ОАО "Связьинвест" Надежда Филиппова в июне в интервью корпоративному журналу "Связьинвеста". "За последний год ни одного увольнения по причине сокращения должности в "Синтерре" не было, - свидетельствует генеральный директор "Синтерры" Виталий Слизень. - Более того, под ряд федеральных проектов мы набирали специалистов, и кризис здесь был нам только на руку. Так, в IV квартале прошлого года на работу было принято 43 человека, а в этом году уже было набрано порядка 60 новых сотрудников. Зарплаты всем более чем 2 тыс. специалистов группы "Синтерра" выплачивались и выплачиваются всегда день в день". "Однако если будет следующая волна кризиса осенью, то его волна, вероятно, докатится и до ИТ и телекома", - предупреждает Варга. 

Участники рынка говорят, что в период кризиса стали щепетильнее относиться к оптимизации численности персонала. Ксения Корнеева констатирует, что сокращения возможны в тех направлениях, где сотрудники дублируют функции друг друга. "Кроме того, мы стали более требовательны в отношении неэффективных сотрудников, - говорит она. "Была проведена реструктуризация, в ходе которой было, в том числе, ликвидировано дублирование функций подразделений, - подтверждает Андрей Коняев. - Большинство людей было переведено на другие участки работы, расстаться пришлось с сотрудниками, чьи функции оказались невостребованными в рамках новой корпоративной структуры".


Комментарии :
    Не скажу за всю одессу Случайно заглянул.. 20.07.09 09:35
    Про некоторые телекомы..Посмотрите ежегодные отчеты на сайте ЦентрТелекома... Я думаю у остальных мрк то же. Прирост номерной емкости и линий связи - от долей до нескольких процентов. Зато сокращение персонала от 20 до 30%. В итоге бешеный рост такого показателя как количество линий на сотрудника. К чему бы? Доходит до смешного - начальники запирают содтрудников, пока все не сделают. И смею уверить процесс не остановился. Хотя конечно может я просто мелко мыслю.

    RE: Не скажу за всю одессу Marta 01.10.09 18:38
    Еще не вечер. Когда начнут лепить "Национального чемпиона" в ЦФО будет уникальный замес по бизнес-процессам.(Связьинвест,Ростелеком,Центртелеком,Центральный телеграф,Роснет,Центел и т.д.) Посмотрите на цифры предполагаемой экономии по административным расходам при условии, что те профессионалы, которые в результате останутся, будут получать зарплату как минимум в 2 раза больше. Это будет эпопея.

    Stalin 20.07.09 10:59
    1) Сокращение персонала приводит к повышению показателей линия&выручка на сотрудника. За прошедшие 1.5г. он больше характеризует "текучку",а не эффективность управления...интересно что является идеалом? Инженер связи -водитель-механик, электромонтер, бухгалтер/юрист, снабженец, оператор улуг и просто спортцменка... 2) Аппаратура становится сложнее и дороже, а затраты на обучение снижаются...где логика? Или обслуживание должны выполнять тех.поддержка производителей оборудования?...Получится одни и те же расходы только с разными названиями. Или руководство думает, что НДС 18% меньше налогов с ЗП и этого предостаточно.3) "Светлые головы" всегда найдут работу или чем занять. Конкуренты Связьинвеста атакуют по всем направления и по всей РФ, люди в поисках работы и высоких ЗП с малой ответственностью переходит к конкурентам. Связьинвест сам себе роет могилу, ведь сам утверждает, что успех зависит от персонала.

    лярность - в... ну, вы поняли kadis 20.07.09 11:26
    дорогая редакция!среди потерявших работу сокращение персонала ОЧЕНЬ популярная тема. почитайте хотя бы каменты к статье.работодатели не так любят мейнстрим, поэтому вместо "сокращения рабочих мест" (кавычки потому, что это не номен, а термин, обозначающий четко оговоренную в законе процедуру) занимаются эротической процедурой под названием "сокращение издержек".самый простой, миссионерский способ - это оклад размере МРОТа, и премия раз в несколько превышающая оклад. как только сотрудник перестал быть привлекательным, с ним поступают по закону военного времени - то есть,начинают платить строго оговоренную в контракте сумму. для справки - вспомните формулировки своего контракта "премия по итогам работы".делать же оптимистичные выводы на этом фоне... какая-то советская логика получается

    RE: лярность - в... ну, вы поняли monter 23.07.09 17:14
    поэтому вместо "сокращения рабочих мест" (кавычки потому, что это не номен, а термин, обозначающий четко оговоренную в законе процедуру) - нет Щас более популярен термин РЕОРГАНИЗАЦИЯ

    Интересна методика исследования Дуся 20.07.09 11:46
    Учитывает ли оно скрытое сокращение, когда людей по хорошему проят уйти и выплачивают несколько окладов. Насколько я знаю ситуация в отрасли с персоналом почти катастрофическая. Если раньше проблемы были у среднего персонала, то теперь и руководителей и реальных профи "просят уйти". Уходить некуда, и народ "течет" из отрасли вообще.

    FMS по-нашему Вячеслав 20.07.09 13:56
    Сотрудников во всех отделах сократили (станции, линейно-кабельные, ремонт), оставили критический минимум. Люди говорят "А если человек заболеет, заменить некем, а если авария?". На что руководство выдало "У всех мобильники, нужно будет позвонят по сотовому". Вот такое замещение проводной связи сотовой получается...

    Согласен с Интересующийся 20.07.09 16:14
    Остаются на местах те, у кого есть "подпорка". Неважно сколько ему лет 40 или 70, главное, чтобы эта подпорка была. Что касается компетенции в работе, умения добиваться результата никого на интересует. Недавно был на Тверской 7, попоал в обеденный перерыв, когда все повылазили из свих нор. Зрелище ужасное, все пенсионеры на своих местах, как ибыли ранее.Куда мы идем?? Что у нас будет Понять сложно.

    Сокращение издержек Gvest 20.07.09 16:31
    А почему при этом уважаемые аналитики не приводят статистику по средней з/п уволенных сотрудников и средней з/п принятых на их место? Вероятно в этом все и кроется. Сокращаем не к-во мест, а уровень з/п. И занятость вроде есть и издержки вроде сократили...

    в телекоме сокращать уже некуда) Зеб 01.10.09 14:59
    Человеческий ресурс Телекома за прошедший год был сокращен так, что дальше некуда. Я сам работаю в более благополучной отрасли (сегмент FMCG, компания JTI), у нас не было массовых сокращений и снижений окладов и бонусов. Зато из тех, кто устроился к нам за прошедший год были специалисты из сегмента Телеком, причем, приходят очень хорошие специалисты. Мне кажется, со стороны компаний было не очень разумно терять таких работников.