Точка зрения / ноябрь 2019
Как облака меняют российский бизнес

Антон
Захарченко

директор по стратегии облачного провайдера #CloudMTS
25.11.2019

Когда речь заходит про облака, то чаще всего мы слышим про оптимизацию издержек и уход от капитальных затрат. Многие рассматривают облачные сервисы сугубо как инструмент экономии финансовых и человеческих ресурсов. А ведь облака дают бизнесу гораздо больше.

Заглянем немного глубже в те процессы, которые сопровождают использование облачных сервисов

Мы много общаемся с бизнесом, как с крупными компаниями, так и с совсем небольшими. Мы видим, например, что облака обеспечивают возможность долгосрочного планирования затрат, их прозрачности и отсутствия скрытых платежей. Вы точно знаете, каким будет следующий платеж за нужный объем облачных ресурсов. В условиях, когда высока степень рыночной неопределенности, непонятен будущий спрос, есть вероятность роста издержек, - такая опция становится не просто полезной, а необходимой.

Если говорить про крупный бизнес, то для таких компаний облачные сервисы дают возможность сократить число контактов и административных процедур, которые сопровождают закупки. Можно один раз выбрать поставщика сервисов и увеличивать объемы потребляемых ресурсов, если это необходимо. По одному договору, не проводя каждый раз новую закупку. Кроме того, у крупных провайдеров можно купить не только место в самом хранилище, но и пул дополнительных сервисов. Например, в облаке провайдера "ИТ-ГРАД" можно подключить защиту от DDos-атак.

Приведенные примеры относятся к внутренней жизни компаний. Они демонстрируют то, как облака могут повлиять на процессы, непосредственно не связанные с ИТ. Например, на упрощение процедур закупок, обеспечение прозрачности затрат и, наконец, нивелирование непредсказуемости экономики.

На рынке есть примеры, когда целые бизнесы "живут" в облаке

Это не только о сайтах интернет-магазинов. Представьте выход нового игрока на сформированный рынок, где уже присутствует не менее 10 компаний. Задача непростая. Это значит, что нужно чем-то сильно отличаться от конкурентов, быть намного эффективнее и гораздо быстрее. Тогда без технологий не обойтись. Без облачных технологий.

Недавно на конференции "Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки" я рассказывал про одного из наших клиентов, который оказался в похожей ситуации. Задачи амбициозные, сроки сжатые. Компания "Газпромбанк Лизинг" в августе прошлого года запустила новое направление лизинга автотранспорта в сегменте малого и среднего бизнеса. Сейчас у автолизингового бизнеса уже более 20 филиалов по всей стране. Объем бизнеса показывает впечатляющий рост: в III квартале текущего года выручка выросла в 2,5 раза по сравнению с предыдущим кварталом.

Что стало катализатором быстрого роста? Компания изначально строит весь свой новый бизнес на основе облачных сервисов. Это позволяет быстро открывать новые филиалы, не тратя время на закупку и настройку ИТ-оборудования. В облаке все: внутренние учетные системы, бизнес- и офисные программы филиалов.

Компания формирует новую модель потребления услуг - полностью в цифровом формате

В облаке работают также все клиентские сервисы: "Автомаркет", "Личный кабинет", мобильные приложения для iOS и Android. Весь процесс - от выбора автомобиля до подписания договора с использованием ЭДО - происходит онлайн. Клиент приходит лишь на выдачу машины в автосалоне. Все сервисы работают на основе облачных технологий, которые обеспечивают высокую скорость работы приложений - в 10 раз быстрее по сравнению с традиционным подходом. Это первый лизинговый проект, полностью реализованный в облаке. Такие примеры, когда компании сразу, с самого старта начинают развиваться в облаке, будут встречаться все чаще. С ростом конкуренции ключевым преимуществом становится диджитализация процессов, доступность и вариативность цифровых каналов для потребителей. Это подтверждает и наш собственный опыт.

Мы развиваем новые digital-направления на основе собственного облака

К примеру, медиаплатформа для геймеров WASD.TV использует ресурсы облака МТС, что обеспечивает высокую доступность и масштабируемость сервиса. Уже через три месяца после запуска число уникальных пользователей платформы достигло 1,2 млн человек. На сегодня уже более 8000 авторов вели стримы на платформе. Использование облачной модели позволяет быстро адаптировать платформу дистанционного образования Smart University к растущим объемам тяжелого контента в виде учебных материалов и видеоуроков. Кроме того, телемедицинский сервис SmartMed также использует аттестованный сегмент облака #CloudMTS для хранения электронных медицинских карт пациентов. Стартапы корпоративного акселератора тестируют в нашем облаке гипотезы и идеи новых сервисов.

Наш опыт говорит о том, что бизнесу, в основе которого лежат цифровые модели, не обойтись без облачных технологий. Облака становятся центром цифровых экосистем, позволяя быстрее внедрять инновации.