"Виртуальный юрист" от МТС поступил в продажу. Это система автоматической работы с документами и управления жизненным циклом договоров. Решение создано на базе технологий обработки естественного языка и компьютерного зрения. В компании подсчитали, что система способна взять на себя до 90% рутинных операций юристов. Другие операторы "большой четверки" также развивают продукты на основе искусственного интеллекта и планируют выводить их на рынок. Эксперты считают, что в крупных компаниях с интеграцией "Виртуального юриста" могут возникнуть трудности.

© ComNews
03.12.2019

"Новая разработка центра искусственного интеллекта МТС - Norma автоматически распознает и анализирует содержание любых юридических документов, извлекает из них ключевую информацию и на основе этих данных систематизирует документы. Система также осуществляет мониторинг и контроль процессов исполнения контрактов. Платформа автоматически определяет договоры, сроки действия которых истекают, и генерирует уведомления для отправки контрагентам. Рекомендательная система анализирует актуальный статус и выявляет риски нарушения контрактных условий на ранних стадиях, с помощью искусственного интеллекта подсказывает специалисту наилучшее юридическое действие", - сообщила пресс-служба МТС.

Руководитель отдела по работе со СМИ МТС Алексей Меркутов рассказал корреспонденту ComNews, что Norma - собственная разработка команды LegalTech центра искусственного интеллекта МТС. Эксперты в области машинного обучения, NLP и компьютерного зрения занялись созданием продукта летом 2018 г., а в марте 2019 г. решение внедрили внутри компании МТС. С августа отдел закупок МТС и часть юридического блока перешли на использование Norma. На ближайший год команда LegalTech планирует повысить точность работы системы до 98% и расширить ее функционал. Потенциальные бизнес-клиенты - крупные компании с документооборотом свыше 1000 договоров в год", - прокомментировал он.

"Виртуальный юрист" может управлять рабочим графиком сотрудников, формируя набор приоритетных задач и предлагая оптимальные варианты их решения. Внедрение системы позволит автоматизировать процессы закупок, создания документов, составления претензий и ведения электронного документооборота.

Также платформа может самостоятельно взаимодействовать с контрагентами. В случае неполучения ответа на уведомление или если срок договора истек, система формирует претензию, в которой автоматически рассчитывается сумма штрафа в соответствии с условиями договора.

"В случае, если система сомневается в правильном понимании информации, она подключает человека. На текущий момент 90% задач Norma решает без привлечения специалиста", - рассказала пресс-служба оператора.

Norma содержит в себе конструктор договоров, позволяющий создавать новые документы на основе различных шаблонов. С помощью встроенного редактора юристы компании могут самостоятельно настроить шаблоны для всей типовой документации. Решение позволяет быстро и легко загружать и верифицировать сканы, фотографии, электронные документы, тексты писем и вложений. Система распознает загруженные файлы, извлекает ключевые данные, классифицирует и выстраивает между ними взаимосвязи.

"Документооборот - область, где технологии искусственного интеллекта могут быть максимально полезны уже сегодня. Разработка МТС позволяет избавить людей от работы, требующей высокой концентрации, которую сложно сохранять при выполнении рутинных операций, и позволяет юристам уделить больше времени сложным, нестандартным контрактам и задачам. Заполнение договоров типовыми формулировками, внесение данных о контрагентах и формирование приложений возьмет на себя искусственный интеллект, который не теряет концентрации даже при работе в режиме 24/7. Созданная МТС автоматизированная система позволяет также отслеживать своевременность исполнения контрактов, что поможет компаниям повысить эффективность контроля работы поставщиков. Решение может быть адаптировано под задачи компаний различных масштабов и отраслей", - прокомментировал руководитель Центра искусственного интеллекта МТС Аркадий Сандлер.

В 2017 г. МТС создала подразделение для внедрения решений на базе искусственного интеллекта.

В июне 2019 г. МТС начала продавать роботов - специалистов клиентского сервиса - автоматизированные диалоговые системы, которые позволяют взаимодействовать с клиентом без привлечения людей.

Представитель Tele2 сказал, что оператор запускает цифрового помощника для автоматизации внутренних процессов. "Мы пропилотировали несколько технических платформ для роботизации документооборота в Tele2 с использованием элементов машинного обучения. Система анализирует повторяющиеся процессы, обучается и снимает со специалистов рутинные задачи, что позволяет им сфокусироваться на более сложной работе. Мы готовимся к промышленному запуску выбранного решения", - прокомментировал он.

Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" сообщил, что у компаний "МегаФон" и Nlogic (входит в "ИКС Холдинг") есть совместный продукт "Цифровой помощник юриста". "В его основе лежит сочетание нейронного и алгоритмического подходов. Это позволило объединить в одном решении конструктор договоров и автоматическое составление отзывов на потребительские иски, умеющее распознавать счета, акты и другие документы. Цифровой помощник распознает как живую речь, так и свободные тексты в любом формате и использует полученную информацию для создания юридически значимых документов. Система распознавания текста со сканов обеспечивает точность более 90% при средней скорости до 6 с/стр. Среди преимуществ данного продукта - "бесшовная" работа на любых устройствах, возможность распознавания естественного языка, легкость работы с текстами и простота внедрения в IT-бизнес-системах любого уровня и сложности. Решение универсально, его можно использовать в любом бизнесе. Сам "МегаФон" использует цифрового помощника в массовых рутинных процессах, где требуется обработка более чем 1000 документов. "МегаФон" тестирует продажи "Цифрового помощника юриста" с лета 2019 г. Официальный старт продаж запланирован на середину декабря 2019 г.", - рассказал представитель пресс-службы "МегаФона" корреспонденту ComNews.

Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") сказал, что в настоящий момент в компании работают два робота. "Первый - RobBee - в объединенном центре обслуживания (ОЦО) в городе Ярославль. Робот проверяет поступление наличных денежных средств из всех офисов продаж в банк и выявляет недостачи/излишки. Проверяет соответствие данных о проведенных операциях по эквайрингу, полученных из банка, с данными в учетных системах компании, своевременно информирует сотрудников офисов продаж о выявленных расхождениях. Деятельность RobBee позволяет другим сотрудникам ОЦО уделять больше внимания сложным, нестандартным ситуациям вместо рутинных операций. Благодаря RobBee ОЦО удалось отказаться от визуальной проверки более чем 90% кассовых документов, снизить трудоемкость процесса в четыре раза и повысить скорость выполнения операций на 30%. Также в два раза увеличился объем выполняемых действий без найма дополнительных сотрудников. Второй - "Алла" - работает в дирекции по управлению абонентской базой. В ее функционал входит работа с клиентами, проведение исследований и опросов. Робот "Алла" совершает исходящие звонки клиентам компании и проводит мини-опросы на различные темы. Деятельность "Аллы" построена на основе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, которые распознают, анализируют речь клиента и могут построить с ним диалог на основе контекста по разнообразным сценариям. На первом этапе мы настраиваем эти решения для внутреннего использования, при этом не исключаем, что в будущем они могут быть использованы для внешних проектов", - прокомментировал представитель "Билайна".

Руководитель направления RPA компании "Первый Бит" Даниил Морозенко сказал корреспонденту ComNews, что решение выглядит интересным и перспективным. "Многие компании сейчас нацелены на путь оптимизации своих человеческих ресурсов, чтобы люди занимались интересной работой, а не рутиной, которую мало кто любит. У Norma есть все необходимое для хорошего старта. Но могут возникнуть трудности с интеграцией такой системы в крупных компаниях. Дело в том, что решения о загрузке заключенных договоров или иных данных во внешние системы очень редко проходят подтверждение у отдела информационной безопасности", - пояснил Даниил Морозенко.

Новости из связанных рубрик