Компания Accenture выделила пять ключевых трендов цифровой трансформации нефтегазовой отрасли: использование технологий DARQ, технологическую идентичность, усиление профессиональных навыков сотрудников новыми технологическими решениями, управление рисками кибербезопасности и готовность работать в "мгновенном рынке". В России исследователи выявили проблему: на рынке существуют единицы команд, готовых выполнять сложные технологические проекты от создания стратегии до внедрения конкретных инструментов.
© ComNews
11.12.2019

Accenture провела международное исследование энергетического сектора Accenture Technology Vision for Energy 2019 и опросила топ-менеджеров и ИТ-руководителей 168 нефтегазовых компаний из Европы, Азии, Америки и Австралии.

Подавляющее большинство опрошенных (94%) заявили, что за последние три года темпы технологических инноваций в их организациях значительно ускорились. В частности, 79% руководителей из добывающих и 75% из перерабатывающих нефтегазовых компаний отмечают, что социальные, мобильные, аналитические и облачные технологии (SMAC) становятся фундаментом их технологического развития.

В исследовании Accenture выделила пять трендов, которые окажут наиболее сильное влияние на нефтегазовую отрасль в ближайшие годы. Среди них использование технологий DARQ, технологическая идентичность, усиление профессиональных навыков сотрудников новыми технологическими решениями, управление рисками кибербезопасности и готовность работать в "мгновенном рынке".

Первый тренд - использование технологий группы DARQ, в которую входит распределенный реестр (D - Distributed ledger technologies), искусственный интеллект (A - Artificial intelligence), расширенная реальность (R - Extended reality), квантовые вычисления (Q - Quantum). В ближайшие три года, по мнению 42% респондентов в добывающих и 30% в перерабатывающих компаниях, на организации максимально повлияет искусственный интеллект. Следом идут квантовые вычисления. Прорывной характер этой технологии отметили 23% топ-менеджеров добывающих и 22% перерабатывающих компаний. Третье место у расширенной реальности: в эту технологию верит 15% руководителей добывающих и 28% топ-менеджеров перерабатывающих компаний. Четвертое место у технологии распределенного реестра, свой голос им отдали 19% руководителей компаний, занимающихся добычей, и 17% руководителей перерабатывающих холдингов. При этом 80% топов компаний, занимающихся добычей, и 76% из перерабатывающих предприятий согласны, что наибольшие изменения в бизнесе принесет комплексное использование DARQ. 80% менеджеров из добывающих компаний и 90% из перерабатывающих уже экспериментируют с одной или несколькими технологиями DARQ.

Тренд номер два - применение технологий для выяснения уникальных потребностей каждого заказчика, поиск новых запросов со стороны потребителей и новых рыночных возможностей. Такой подход помогает не только лучше понимать новое поколение клиентов, но и строить с ними индивидуальные отношения с учетом всего предыдущего опыта взаимодействия. Это подтверждают цифры исследования: 83% опрошенных из добывающих компаний и 76% из перерабатывающих считают, что технологии создадут новые способы находить и удовлетворять потребности клиентов, которые ранее не были выявлены.

Третьим трендом эксперты Accenture назвали интенсификацию навыков сотрудников с помощью технологических инструментов. Исследователи отметили необходимость применения в нефтегазовой отрасли концепции "Человек +", в которой каждый работник будет использовать комбинацию своих собственных навыков и знаний вместе с постоянно меняющейся связкой технологий, от искусственного интеллекта до обучающих платформ.

Чтобы связка работала, нефтегазовым компаниям придется уделять большое внимание непрерывному обучению персонала. 76% топ-менеджеров из добывающих и 63% из перерабатывающих компаний уверены, что сотрудники обладают более высоким уровнем "цифровой зрелости", чем организации, в которых они работают, и ожидают от работодателя активной цифровой трансформации.

Четвертый тренд - усиление киберзащиты. Создавая вокруг себя экосистемы, компании из нефтегазовой отрасли должны усиливать безопасность киберпространства таким образом, чтобы защитить себя и всех партнеров. 91% руководителей из добывающих компаний и 85% из перерабатывающих согласны с тем, что действительно устойчивыми могут быть лишь компании, переосмыслившие подходы к информационной безопасности.

В качестве пятого тренда аналитики назвали готовность работать с "мгновенным рынком". Прямой цифровой доступ к клиентам в сочетании со сложными бэкэнд-технологиями позволяют переориентировать бизнес и выводить на рынок новые продукты и услуги быстрее, чем когда-либо. Благодаря технологиям, компании могут не просто формировать предложения для конкретных заказчиков, а соответствовать их потребностям в каждый момент времени.

85% руководителей добывающих компаний и 78% перерабатывающих уверены, что предоставление персонализированных продуктов и сервисов в режиме реального времени - конкурентное преимущество. 67% опрошенных в добывающих и 47% в перерабатывающих компаниях считают, что 5G окажет значительное влияние на бизнес в ближайшие три года. А топ-менеджеры 84% добывающих и 76% перерабатывающих компаний не сомневаются, что технология произведет революцию в отрасли, предложив новые способы предоставления продуктов и услуг (например, технологии беспилотной доставки).

"По опыту российской практики Accenture, в нашей стране топ-менеджеры уже пришли к пониманию необходимости технологического развития. Есть, однако, другая проблема: оценивая рынок, мы видим, что здесь буквально единицы команд, готовых выполнять сложные технологические проекты от создания стратегии до внедрения конкретных инструментов, например цифровых месторождений или цифровых двойников. С одной стороны, это благоприятная конкурентная среда для нашей компании, с другой - серьезный сдерживающий фактор для отрасли", - отметила управляющий директор департамента "Услуги для организаций сектора природных ресурсов" Accenture в России и Казахстане Татьяна Берштейн.

Вице-президент "Ланит" по цифровой трансформации, руководитель DTG (направление внутри группы компаний ЛАНИТ) Денис Реймер отметил, что основным барьером для компаний будет готовность к изменениям. "С одной стороны, большинство цифровых технологий все еще доказывают свою ценность и нужно быть готовым к тому, что многие из экспериментов не увенчаются успехом. С другой стороны, технологии становятся определяющими в бизнес-модели компании, что требует уже изменения структуры организации, внутренних процессов, перераспределения ответственности. Такие изменения всегда проходят тяжело и возможны только в случае готовности топ-менеджмента меняться и возглавить этот процесс. В противном случае даже самая яркая и опытная цифровая команда окажется бесполезной. Ключевой тренд сегодня - это проникновение цифровых компетенций внутрь компаний. Именно они формируют конкурентное преимущество. Нефтегазовый сектор, так же как и другие, активно создает внутри собственные технологические команды, которые применяют новые технологии в классических бизнес-процессах. Очевидно, что собрать сильные команды каждому игроку не получится. На рынке просто не хватит людей с необходимым опытом и компетенциями. Дополнительные сложности в подборе создает недостаток необходимых специалистов, выпускающихся из вузов", - считает Денис Реймер.

Директор управления продаж сервисов компании Softline Александр Рожков сказал корреспонденту ComNews, что, если говорить о первом тренде - использовании DARQ, по прогнозам Softline, в ближайшие три года на российском нефтегазовом рынке квантовые технологии не будут распространены по причине низкого уровня их технологической зрелости и высокой себестоимости. "Второй, третий и четвертый тренды - условно назовем их "клиентоориентированность", "управление цифровыми навыками и культурой" и "киберзащищенность" - в полном объеме справедливы и для российского рынка. Пятый тренд, "степень готовности работы с мгновенным рынком", будет проявляться с некоторыми ограничениями. Во-первых, массовое развитие 5G-сети получат в России только через три года, во-вторых, далеко не все компании нефтегазового сектора в течение двух-трех лет будут готовы предоставлять продукты и сервисы в режиме реального времени.

Специфика российского рынка заключается в том, что наибольшую популярность здесь получили проекты с использованием больших данных, промышленного интернета вещей и дронов. За последний год стремительно выросло число экспериментов на основе искусственного интеллекта. Надо сказать, что многие российские компании уже преуспели в перечисленных направлениях и планируют тиражировать успешный опыт на масштабы всей организации. Существует ряд факторов, сдерживающих цифровую тренсформацию российской нефтегазовой отрасли. Во-первых, законодательные: отставание нормативной базы от развития технологий, привязка отраслевых дорожных карт к избирательным циклам. Во-вторых, геополитические - технологические санкции, применимые к нефтегазовым компаниям с государственным участием. В-третьих, конъюнктурные - большой цифровой разрыв (доступ к цифровым технологиям и цифровой инфраструктуре) между крупными и небольшими нефтегазовыми компаниями. И наконец, технологические ограничения - недостаток вертикальных цифровых платформ и специалистов со знанием цифровых технологий. Проблема нехватки сотрудников должна быть решена в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика".

Компании отрасли решают этот вопрос созданием собственных центров цифровых компетенций, сотрудничеством с глобальными технологическими компаниями и инновационными стартапами. А вузы уже сейчас открывают новые кафедры и специальности, связанные с трендами цифровизации - робототехникой, беспилотными системами, сетями связи нового поколения, кибербезопасностью и т.д. Действительно, завершенных крупных технологических проектов в нефтегазовом секторе в последнее время не так много. Причин несколько: консервативность заказчиков применительно к инновациям, неготовность к крупным инвестициям, недостаток цифровых платформ и доверенных цифровых провайдеров на рынке и др. Тем не менее немало проектов в настоящее время находятся в стадии опытной эксплуатации. Это говорит о том, что компании не только не боятся экспериментировать с цифровыми технологиями, но и понимают, какие они могут принести конкурентные преимущества в ближайшем будущем. Если два-три года назад это были отдельные инициативы и спонтанные проекты, то сейчас по крайней мере каждая из топ-20 нефтегазовых компаний имеет собственную стратегию цифровой трансформации с детальной дорожной картой ее реализации. Мы видим, что на рынке буквально каждый месяц появляются новые решения, так или иначе связанные с цифровизацией нефтегазовой отрасли, и среди этих решений все больше отечественных разработок", - прокомментировал Александр Рожков.

Новости из связанных рубрик